Благовест :: книга "Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета" :: послания Ап. Павла :: Послание к Колоссянам
главная благовест г.Макеевка о городе символика фото города мнения всяко-разно ссылки р.и.о. гостевая контакты   назад :cодержание: вперед

Послание к Колоссянам

   oснование Церкви Христовой в Колоссах
   повод к написанию Послания к Колоссянам и его цель
   время и место написания Послания к Колоссянам
   содержание и разделение Послания к Колоссянам
   экзегетический разбор Послания к Колоссянам

Основание Церкви Христовой в Колоссах

Город Колоссы находится в Малоазийской области Фригии на реке Лике около впадения ее в Меандр. В древности это был большой и богатый город. В книге Деяний Апостольских г. Колоссы не упоминается и никаких точных и определенных сведений об основании Колосской церкви мы не имеем. Можно только предполагать, что церковь Колосская основана св. Апостолом Павлом или непосредственно при прохождении его через Фригию или учениками его. Из кн. Деяний видно, что св. Апостол Павел дважды проходил через Фригию: во II-ое свое апостольское путешествие по пути в Европу (Деян. 16:6) и в III-е путешествие по пути в Ефес, когда он шел, “утверждая всех учеников” (Деян. 18:23).
 Колоссы находились в постоянных торговых сношениях с Ефесом, местом пребывания св. Павла в течение 2-х с половиною лет во время III-го его путешествия. Можно полагать, если Апостол Павел не был сам в Колоссах, что христианство насаждено там его учениками Епафрасом и Филимоном, обращенными им в Ефесе. Епафраса св. Павел называет своим возлюбленным сотрудником и в послании к Колоссянам прямо говорит, что они “услышали и познали благодать Божию в истине и научились ей от Епафраса, верного для них служителя Христова” (Кол. 1:6-7).
 Из 4:12-13 видно, что Епафрасу было поручено духовное попечение как о христианах г. Колосс, так и о верующих двух соседних городов — Лаодикии, главного города области, и Иераполя. Филимона св. Апостол называет возлюбленным споспешником своим, а сына его Архипа — совоинственником своим (Филим. 1:1-2). В послании к Колоссянам он поручает передать Архиппу: “смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе” (Кол. 4:17).
 Некоторые места послания к Колоссянам, как напр., 1:4, 2:1, наводят на мысль, что св. Апостол Павел сам лично в Колоссах не был, но, с другой стороны, они и не доказывают этого категорически. Еп. Феофан Затворник предлагает остановиться на предположении, что св. Апостол Павел в Колоссах не был, но может быть и был. Во всяком случае христианство в Колоссах обязано своим происхождением ему.

на верх

Повод к написанию Послания к Колоссянам и его цель

Из содержания самого послания видно, что поводом к написанию его послужило появление во Фригии каких-то лжеучителей, угрожавших чистоте христианской веры, и желание Апостола Павла предостеречь Колоссян от увлечения этими лжеучителями. Из слов, которыми св. Павел характеризует этих лжеучителей (см. 2:4; 2:8; 2:16, 20-23) видно, что эти лжеучения не представляли собой какой-либо строго определенной системы и не отличались ясностью и определенностью, а были какой-то смесью языческого философствования, чего-то в роде начатков гностицизма, и иудейства, державшегося прежних постановлений о пище и праздниках и об обрезании (2:11-15). Известить о появлении этих лжеучителей св. Апостола Павла, находившегося тогда в узах в Риме, пришел Епафрас, который и просил своего учителя написать Колоссянам послание.
 Целью послания было предостеречь Колоссян, чтобы они не прельстились вкрадчивыми словами теософов, будто можно на ком-либо или на чем-либо кроме Христа Господа, опереться упованием своим (Амвросий), а вместе с тем убедить их держаться, как непререкаемой истины, того учения, которое было возвещено им Епафрасом, “верным для них служителем Христовым” (Кол. 1:7; 4:12-13).

на верх

Время и место написания Послания к Колоссянам

В послании св. Апостол Павел дважды упоминает, что он находится в узах (Кол. 4:3, 18). Это были первые узы в Риме, т.к. при Апостоле находился Тимофей (1:1), которого не было при вторых узах.
 Оно написано ранее послания к Филиппийцам и одновременно с посланием к Филимону. Следовательно, место написания его Рим, а время — вероятно, около 61 или 62 г.г. Отправлено оно было в Колоссы с Тихиком и Онисимом, который нес от Апостола еще особое послание к Филимону, своему бывшему господину (4:7-9).

на верх

Содержание и разделение Послания к Колоссянам

Послание к Колоссянам содержит в себе 4 главы. Главная тема послания — опровержение лжеучителей, пытавшихся доказать, что можно придти к Богу и спастись помимо Господа Иисуса Христа. Послание к Колоссянам разделяется на следующие части:
  1) Предисловие — глава 1 ст. 1-11;
  2) Вероучительная часть — глава 1 ст. 12 — гл. 2 ст. 23;
  3) Нравоучительная часть — гл. 3 — 4 гл. 6 ст.;
  4) Послесловие — гл. 4 ст. 7-18.

на верх

Экзегетический разбор Послания к Колоссянам

Как и всегда, послание начинается надписанием с приветствием от имени “Павла, волею Божиею апостола Иисуса Христа, и Тимофея брата”.
 Преподав Колоссянам благодать и мир, св. Апостол говорит, что с тех пор, как он услышал от Епафраса о вере их и любви ко всем святым, т.е. христианам, он не перестает молиться о них, чтобы они все более и более духовно усовершались (1:1-11).
 Цель послания — предостеречь Колоссян от лжеучителей. Поэтому в вероучительной части послания св. Апостол прежде всего изображает домостроительство спасения людей. Для этого он прежде всего благодарит Бога за то, что Он избавил нас от власти тьмы и ввел в царство возлюбленного Сына Своего (1:12-14).
 После сего Апостол начинает рассуждать о самом лице Божественного Спасителя, “Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари” (1:15).
 “Образ”, говорит еп. Феофан Затворник, “указывает на единосущие с Отцем: в силу чего? в силу того, что рожден. Поелику рожден, единосущен, единосущен же будучи, есть образ”.
 “Рожденный прежде всякой твари” — здесь указывается, что Сын Божий рожден, а не является творением Бога Отца.
 “ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано” — здесь содержится важная догматическая истина о том, что Сын Божий есть Творец всего существующего и, следственно, Сам не может быть творением. Этим не устраняется участие в творении Бога Отца и Духа Святого. Апостол, ставя целью опровергнуть лжеучителей, отрицавших Божество Иисуса Христа, подчеркивает лишь этим утверждением Его Божественное достоинство.
 Догматическое значение этого места заключается еще и в том, что здесь указываются разные степени иерархии в мире ангельском: “престолы, господства, начальства, власти” (1:16).
 “И Он есть прежде всего, и все Им стоит” — “Часто повторяет одно и то же, чтобы учащением слов, как бы частыми ударами, с корнем изсечь нечестивое учение. И смотри, не сказал: пришел в бытие прежде всех, но: “Он есть прежде всего”, что свойственно Богу” (св. Иоанн Златоуст).
 Итак, Сын Божий, воплотившийся в лице Иисуса Христа, “не только есть Создатель всего, но и промышляет о том, что сотворил, и правит тварью, и Его премудростью и силою стоит она” (Феодорит.). Не посредствующие между Богом и миром духи, не эоны, как учили гностики, и не ангелы поддерживают порядок в мире, но тот же Сын Божий, Который сотворил все, не исключая и самих ангелов.
 Эти слова Апостола обличают и деистов, отрицающих Промысел Божий: мир не сам собой стоит и не одними бездушными законами природы управляется, но непосредственным участием в его жизни Творца.
 “Все Им стоит”, говорит св. Иоанн Златоуст, “значит, если бы что изъято было из Его промысла, разрушилось бы и погибло” (1:17).
 Сказав о том, что есть Господь Иисус Христос по Божеству, Апостол переходит затем к речи о том, что есть Он по домостроительству нашего спасения. Здесь раскрываются две важные догматические истины: высота Богочеловека, ставшего Главою Церкви, и, как главное дело Его — примирение всяческих с Богом. — “И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство” (1:18).
 “Сказав: Глава”, говорит св. Иоанн Златоуст, “Апостол хочет показать близость к нам Господа и вместе безграничность человеколюбия Божия, — что Тот, Кто так высок, и есть выше всех, благоволил соединиться так тесно с нашей низостью”, т.е. как глава с телом.
 “Он — начаток” — это значит, что Христос стал родоначальником обновленного Им человечества.
 “Первенец из мертвых” — “Как прежде всех Воскресший, за Которым последуют и все прочие” (св. Иоан Златоуст), как основание, источник общего всех воскресения (Феодорит).
 “Дабы иметь Ему во всем первенство” — т.е., чтобы Он был первым во всех отношениях. Это говорится “в противность лжеучителям, которые вводили многие силы (эоны), и чрез то многовластие (еп. Феофан Затворник)” (1:18).
 “Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота” — т.е. чтобы в Сыне Его совмещалось всякое совершенство — “все сполна, потребуется для кого бы то ни было, и во времени и в вечности (еп. Феофан Затворник). Эта мысль направлена и против гностиков. Они учили, что полнота, или “плирома”, как они говорили, слагается из многочисленного ряда существ, обладающих различными совершенствами, а Апостол учит, что всяческое совершенство сосредоточено в одном Сыне Божием (1:19).
 “И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное”. — здесь указывается на главное дело Богочеловека — примирение всяческих с Богом. Грехопадение людей внесло вражду между Богом и тварью: крестная жертва Сына Божия внесла умиротворение, сняв с человека вину его греха и примирив его с Богом. Это же, в свою очередь, примирило и ангелов с человеком, которые, как верные служители Божии, не могли не быть враждебно настроены к согрешившему человеку: “ангелы вооружились против людей”, говорит св. Иоанн Златоуст, “видя оскорбляемым от них Владыку своего”.
 Теперь же, после совершения Господом подвига искупления, ангелы относятся к нам, как старшие братие к младшим, как служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1:14). Вот это и значит: “и небесное” (1:20).
 Изложив сущность домостроительства нашего спасения, св. Апостол Павел делает приложение изложенного им учения, во-первых, к Колоссянам (1:21-23), а во-вторых, к себе и к своему апостольскому служению (1:24-29). Он говорит, что и Колоссяне могут сподобиться плодов искупительного дела Христова, если только пребудут твердыми и непоколебимыми в вере и не отпадут от принятого ими учения Христова, проповедуемого им, Павлом. О себе Апостол говорит, что он радуется в страданиях своих за Колоссян и за все тело Церкви, ибо он страдает, по домостроительству, как служитель Слова Божия и проповедник той тайны спасения, которую он только что объяснил Колоссянам.

 Содержание 2-ой главы все направлено против лжеучителей, пытающихся прельстить Колоссян. Начинает обличение их св. Апостол Павел ссылкой на свой подвиг, желая как бы расположить Колоссян ко вниманию и приобрести их полное доверие к себе.Сначала он хвалит Колоссян, а с ними и жителей Лаодикии и Иераполя за то, что сердца их соединены в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, “в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения”.
  Первая мысль тут та, что Господь Иисус Христос, как Сын Божий и Бог, Сам все знает... если так, то y Него должно просить всего; Он дает премудрость и знание” (св. Иоанн Златоуст).
 Ho пo ходу речи эти слова имеют и такой смысл: “Кто Его познает, тот в этом самом познании стяжет всю премудрость и все знание” (еп. Феофан Затворник), приобретет самое высшее и драгоценное ведение. “Посему”, как бы так внушает Колоссянам Апостол: “если кто подойдет к вам в качестве премудрого и начнет предлагать премудрость не согласную с познанием тайны Божией о Христе Иисусе, не слушайте его: не мудрость он вам предлагает, а нелепое мудрование” (Амвросиаст и еп. Феофан Затворник).
 “Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами”, поясняет Апостол, и увещевает Колоссян: “Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу” (2:1-8). Отсюда можно видеть, что лжеучение, угрожавшее чистоте веры Колоссян, было философского характера. Оно было чисто человеческого происхождения и, видимо, пользовалось стихиями мира с суеверными целями, для таинственного общения с духовным миром, что действительно наблюдалось у древних мистических сект, как и ныне у спиритов и им подобных.
 “Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно” — т.е. во Христе обитает вся полнота Божества телесно, то есть воплощенно и осязательно, а не только образно и в каком-нибудь переносном смысле, обитает, как душа в теле. “Но не думай,” поясняет блаженный Феодорит, “что Он заключен в теле — объят, ограничен”, ибо “Он Божеством неописан.”
 “И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти” — вы уже духовно обогатились в Нем, а поэтому не следует слушать никаких лжеучителей: в Нем вы имеете всю полноту и ни к кому другому не обращайтесь. Он — глава всех ангельских сил — “всякого начальства и власти”.
 Т.к. лжеучители, видимо, учили какому-то незаконному мистическому поклонению ангелам, то Апостол и хочет предостеречь их от этого, уча, что Иисус есть Глава и Повелитель всех ангельских начал и властей (2:9-10).
 “В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным... быв погребены с Ним в крещении” — эти слова несомненно против иудействующих, требовавших обрезания. Апостол говорит, что христиане обрезаются “обрезанием нерукотворенным”, которое состоит в “совлечении греховного тела плоти” и очищении от грехов в Таинстве Крещения.
 В этих стихах (2:11-14) заключается важная мысль о том, что ветхозаветное обрезание заменено в Новом Завете таинством Крещения. Достойно примечания то, что Апостол сравнивает Крещение с Погребением: отсюда ясно, что правильный способ совершения этого таинства — погружение, а не обливание, как принято на Западе.
 “Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою” — “Апостол говорит это о силах диавольских”, поясняет св. Иоанн Златоуст, “потому что природа человеческая была будто одета ими”. Отсюда узнаем, что и в мире злых духов есть также своя иерархия, как и в мире добрых духов. Этим Апостол снова предостерегает Колоссян от какого-то особенного служения ангелам: добрые ангелы не могут сообщить никакого высшего знания, по сравнению с тем, которое открыто Господом Иисусом Христом, а злые ангелы побеждены Им и не могут вредить верующим и следующим учению Христову: поэтому ненужно прибегать к каким-либо заклинаниям против них или вступать вообще в какие бы то ни было отношения с ними (2:15).
 В последних стихах 2-ой главы с 16 по 23 св. Апостол предлагает предостережения от определенных уклонений от истины. Этих предостережений всего 3.
 Предостережение I-ое касается иудейских обычаев, которые нет надобности соблюдать христианам: “Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе” (2:16-17).
 Во II-ом предостережении внушается не прельщаться кажущимся смиренномудрием лжеучителей и службой ангелов. Лжеучители, помимо главы Церкви — Христа Спасителя, учили достигать единения с Богом через посредство ангелов, с которыми нужно уметь входить в общение разными таинственными средствами, и в частности — истощением плоти. В этом они, подобно гностикам, видели высшее знание, горделиво относясь к настоящим христианам, хотя и принимали на себя вид смиренномудрия.
 Это лжеучение пустило свои корни, так что Лаодикийский поместный Собор в 365 г. счел нужным нарочитым 35-м правилом воспретить “фригийское ангелослужение”, называя его “тайным идолослужением”.
 Еп. Феофан Затворник по поводу этого лжеучения пишет: “Не было ли это что-либо похожее на собрания наших спиритов и с какими-нибудь приемами и действиями, похожими на те, которые бывают у последних? — Всяческий дух один и там и здесь.
 Предостережение III-е: не увлекаться человеческими мудрованиями о необходимости воздерживаться от некоторых веществ: "не прикасайся”, "не вкушай”, "не дотрагивайся"— очевидно здесь идет речь не о воздержании, как таковом, о подвиге поста, который всегда существовал в Христианской Церкви, а о каких-то суеверных представлениях о разных родах пищи: и теперь теософы и оккультисты учат о том, что некоторые роды пищи могут вредить человеку в духовном отношении, а потому их не следует касаться.
 “Что все истлевает от употребления, по заповедям и учению человеческому”, т.е.: не следует придавать пище какое-либо духовное значение, ибо всем веществам, употребляемым в пищу, один конец — истление. Как же можно придавать им какое-то таинственное значение? (2:20-22).
 “Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти” (ст. 23) — эти требования: не прикасайся, не вкушай — “только вид премудрости имеют, или лучше — имеют одно голое (бессодержательное, пустое), но вкрадчивое слово (Экумений). Под “самовольной службой” понимается самоизмышленный лжеучителями образ внешнего богопочтения, который состоял в том, что они сами себе изобретали особый чин богослужения, не похожий ни на что бывшее до них, м.б. что-нибудь в роде хлыстовских “радений” или спиритических сеансов. Внешний вид этих лжеучителей так представляет еп. Феофан Затворник: “Рубищная одежда, тихая речь, потупленный взор, всклокоченные волосы — вот и смиренномудрие. Дервиши турецкие таковы. Как это ни малозначительно, но всегда привлекало и привлекает, и не одних простых. Как-то трудно освободиться от мысли, что такого рода люди особого некоего, высшего суть духа. Отсюда почет им и послушание.”
 “Непощадение тела и небрежение о насыщении плоти” очевидно тоже у этих лжеучителей отличались не христианским характером. Быть может, они подобно Манихеям, считали плоть злым началом (2:23).

 С 3-ей главы начинается нравоучительная часть послания. Здесь св. Апостол сначала представляет христианскую жизнь, какой она должна быть сама по себе (3:1-17), а потом указывает, какой она должна быть в христианах при разных внешних их положениях и состояниях (3:18-25 с продолжением до 4:6).
 Нравственные наставления св. Апостол начинает с увещания: “ищите горнего... о горнем помышляйте, а не о земном... ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге” (3:1-3). В таинстве Крещения христиане умирают для греха и воскресают со Христом к новой Богоугодной жизни: поэтому они должны помышлять не о земном, а o небесном, и жизнь их должна быть вся в Боге. Это — жизнь внутренняя, духовная, сокрытая от других. Плоды этой сокровенной в Боге жизни откроются, станут явными для всех, “когда Христос явится” — при Втором пришествии Христовом и общем воздаянии на Страшном Суде (3:4).
 Памятуя о славе, ожидающей праведников, христиане должны уклоняться от всякого вида зла, что и перечисляет Апостол в стихах 5-9. Назначение христианина — “совлечься ветхого человека с делами его, и облечься в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его”, т.е. “отбросить свою самоугодливую самость со всеми страстями, и решиться жить самоотверженно для одного угождения Богу. Эта решимость, обнимающая все существо приступившего к Господу с верою и крестившегося, и есть новый человек” (еп. Феофан Затворник) (3:9-10).
 “Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (3:11) — “Благодать Божия о Христе Иисусе всех объединяет, и из всех составляет единое тело”, поэтому “во Христе Иисусе все естественные разности исчезают” (еп. Феофан Затворник).
 Освободив христианина от страстей, Апостол облекает его в добродетели, перечисляя в стихах 12-17 добродетели, которые должны быть свойственны христианам, из коих особенно подчеркивает он “любовь, которая есть совокупность совершенства”. (ст. 14), т.е. “совмещение и содержание всего, что составляет совершенство, как бы корень” (еп. Феофан Затворник). Средствами к преуспеянию в добродетельной христианской жизни Апостолом поставляются: обогащение ума ведением Божественных истин, молитва и делание всего во Имя Божие (3:16-17).
 В второй половине 3-ей главы (ст. 18-25) св. Апостол дает нравственные наставления христианам в зависимости от их положения: отдельно женам, отдельно мужьям, детям, отцам, рабам.

 В первых 6-ти стихах 4-той главы заканчиваются эти нравственные наставления. Апостол заповедует справедливое отношение к рабам, а затем снова переходит к общим наставлениям для всех христиан, независимо от их общественного положения, внушая постоянство в молитве и духовное бодрствование с благодарением.
 В заключение Апостол просит молиться о нем с его сотрудниками, “чтобы Бог отверз нам дверь для слова”, чтобы Бог помог им беспрепятственно проповедовать Его Слово (4:1-4). Апостол заповедует благоразумное отношение к “внешним”, т.е. еще неуверовавшим, и увещевает: “слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью”, т.е. задушевно, исходящим из сердца и дышущим благорасположением, но вместе с тем сдержано и благоразумно, что и значит “приправлено солью” (ст. 5-6).
 Стихи 7-18 составляют послесловие. В нем Апостол говорит, что посылает это послание с Тихиком, “возлюбленным братом и верным служителем и сотрудником в Господе” (ст.7-8). С ним посылается и Онисим, бывший слуга Филимона.
 В заключение Апостол передает приветствия от находящихся с ним и заповедует прочитать это послание и в Лаодикийской церкви. Кончается послание обычным Апостольским благословением (16-18).

на верх

  <-- назад :cодержание: вперед-->
© 2007-2008   Вадим-C ®   Все права защищены    написать письмо
Используются технологии uCoz