Благовест :: книга "Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета" :: Соборные послания святых Апостолов :: Значение наименования некоторых посланий "соборными"
главная благовест г.Макеевка о городе символика фото города мнения всяко-разно ссылки р.и.о. гостевая контакты   назад :cодержание: вперед

Значение наименования некоторых посланий "соборными"

Под именем "соборных" разумеются 7 посланий, написанных св. апостолами: 1 — Иаковом, 2 — Петром, 3 — Иоанном Богословом и 1 — Иудою.
 В составе священных книг Нового Завета они обыкновенно помещаются в наших православных изданиях непосредственно после книги Деяний. Название "соборные" дано этим посланиям не самими их писателями. Так они названы Церковью впоследствии, но, несомненно, очень рано.
 По свидетельству церковного историка Евсевия (V, 18), еще писатель II-го века Аполлоний, обличая какого-то монтаниста, выразился, что он, в подражание апостолу Иоанну, написал соборное послание.
 В каком смысле название "соборный" ("кафоликос") присвоено вышеперечисленным апостольским посланиям?
 Один из древнейших христианских писателей Климент Александрийский называет "соборным" послание апостольского собора в Иерусалиме, обращенное к христианам Антиохии, Сирии и Киликии, о чем повествует 15 глава книги Деяний. Так как это послание обращено не к каким-либо частным лицам иди отдельным церквам, а ко всем христианским общинам вообще, то ясно, что "соборный" здесь употреблено в смысле "окружной".
 Из этого можно заключить, что и послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды потому называются "соборными", что они обращены не к отдельным церквам, как, например, послания апостола Павла, а ко всем христианам. "Соборными" в смысле "окружных" называются первое Петрово и первое Иоанново послания у Оригена и Дионисия Александрийского.
 Весь же состав посланий, известных теперь под именем "соборных", назван этим именем в первый раз у историка Евсевия. Хотя второе и третье послания Иоанна имеют частное назначение и потому не подпадают под такое понимание наименования "соборных", они присоединены к первому соборному посланию Иоаннову как его дополнения.
 Как в приложении к Церкви со словом "соборный" стали соединять значение истинной, подлинной Православной Церкви ("Экклисиа кафолики" — Церковь соборная), так в приложении к этим посланиям с именем "соборный" стали соединять понятие послания истинного, подлинного, канонического, заключающего в себе неизменное правило для истинно христианской жизни. В этом значении называет "соборным" послание Иуды Ориген; такой же смысл влагает в это название по отношению ко всем этим посланиям Евсевий.
 Все 7 посланий названы, таким образом, в первый раз историком Евсевием соборными в смысле посланий окружных и имеющих подлинный канонический характер, в отличие от подложных посланий. Постепенно это название было принято всеми и взошло во всеобщее употребление.
 Отличительный характер соборных посланий сравнительно с посланиями св. апостола Павла в том, что они содержат более общие и основные вероучительные наставления, в то время как содержание посланий апостола Павла приноровлено к обстоятельствам тех местных церквей, которым он пишет, и имеет, таким образом, брлее специальный характер, хотя, конечно, не утрачивает своего значения для всех времен и мест в жизни Христовой Церкви.
 Кроме того, в посланиях Павловых сильно выдается личность самого апостола, нередко с истрическими указаниями на разные обстоятельства его жизни, с выражением его собственных настроений и чувств радости, скорби, негодования и т.д. Между тем в соборных посланиях личности писателей не выступают наружу: там прямо предлагаются общеобязательные для всех христиан правила веры и благочестия.

на верх

  <-- назад :cодержание: вперед-->
© 2007-2008   Вадим-C ®   Все права защищены    написать письмо
Используются технологии uCoz