Благовест :: книга "Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета" :: Четвероевангелие :: ЧАСТЬ III: Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа
главная благовест г.Макеевка о городе символика фото города мнения всяко-разно ссылки контакты   назад :cодержание: вперед

ЧАСТЬ III
Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа

   1. Вход Господень во Иерусалим
   2. Изгнание торгующих из храма
     Великий Понедельник
   3. Проклятие бесплодной смоковницы
   4. Желание эллинов видеть Иисуса Христа и беседа Господа по этому поводу
     Великий Вторник
   5. Засохшая смоковница и поучение о силе веры
   6. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть
   7. Притча о двух сыновьях
   8. Притча о злых виноградарях
   9. Притча о званных на брачный пир царского сына
  10. Ответ господа о дани кесарю
  11. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении
  12. Беседа о наибольшей заповеди в законе и о Божественном достоинстве Мессии
  13. Обличительная речь против книжников и фарисеев
  14. Лепта вдовицы
  15. Беседа Господа с учениками на горе Елеонской о его Втором Пришествии и кончине мира
  16. Притча о десяти девах
  17. О страшном суде
     Великая Среда
  18. Совещание первосвященников и старейшин об убиении Христовом. Помазание Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного и предательство Иуды


1. ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ

(Матф. 21:1-11; Мрк. 11:1-11; Лк. 19:29-44; Иоан. 12:12-19)
 Об этом великом событии, которое служит как бы преддверием страданий Христовых, понесенных нас ради человек и нашего ради спасения, рассказывают весьма обстоятельно все 4-ре Евангелиста, св. Иоанн короче первых 3-х.
 Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось все написанное о Нем, как о Мессии, пророками: Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Ему благоугодно было этот Свой последний вход в Иерусалим обставить особой торжественностью.
 Первые 3 Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифании и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал 2-х учеников в селение, находившееся перед ними с поручением привести ослицу и молодого осла.
 Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших на ней масличных деревьев ("елеа" - маслина). Она находится к востоку от Иерусалима и отделяется от него ручьем или потоком Кедроном, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали 2 селения, упоминаемые у свв. Марка и Луки Вифсфагия и Вифания (св. Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима. Из Вифании в Иерусалим было 2 пути: один огибал гору Елеонскую с юга, другой шел через самый верх горы: последний был короче, но труднее и утомительнее. В Палестине было мало коней, и они употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий употреблялись ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда эмблемой войны, сесть на мула или на осла - эмблемой мира. В мирное время и цари и вожди народные ездили на этих животных.
 Таким образом, вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим на осле был символом мира: Царь мира едет в свою столицу на осле - эмблеме мира. Замечательно, что хозяева осла и ослицы, по слову Господа, сразу же отдали своих животных, когда Апостолы сказали, для Кого они их берут.
 Отмечая удивительность этого обстоятельства, св. Златоуст говорит, что Господь хотел этим дать понять, что "Он мог воспрепятствовать жестоковыйным иудеям, когда они пришли схватить Его, и сделать их безгласными, но только не захотел сего".
 Евангелисты Матфей и Иоанн указывают, что это было исполнением пророчества Захарии, которое они и приводят, но в сокращенном виде, и которое полностью читается так: "Радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника (осла, который обыкновенно ходит под ярмом) и жребца юна" (Зах. 9:9). Это пророчество близко пророчеству Исайи, из которого св. Матфей заимствует первые слова: "Рцыте дщери Сионове: се Спаситель твой грядет, имеяй с собою мзду и дело свое пред лицем Своим" (Исайи 62:11). Разумея величие этих минут, Апостолы сами стараются украсить это шествие торжественностью: они покрывают ослицу и молодого осла своими одеждами, которые как бы должны были заменить собой златотканные ткани, коими украшались царские кони.
 "И вседе верху их", т.е. поверх одежд. Ехал Господь, как ясно видно из повествования св. Марка, Луки и Иоанна, на осленке, а ослица, по-видимому, шла рядом. "Множайшии же народи постилаху ризы своя по пути", следуя примеру учеников, "друзии же", не имея верхних одежд, по бедности, "резаху ветви от древ и постилаху по пути", чтобы сделать путь мягким и удобным для осленка и таким образом послужить и воздать честь Сидящему на нем.
 Далее из совмещения повествований всех Евангелистов можно составить себе следующую общую картину: "Приближающужеся Ему уже к нисхождению горе Елеонстей" (Лук. 19:37), т.е., когда они приблизились к перевалу, откуда начинался спуск и открылся дивный вид на Иерусалим, "начаша все множество ученик, радую-щеся хвалити Бога гласом велиим" за спасение мира, уготованное во Христе, и в частности за все чудеса - "о всех силех, яже видеша". К этому добавляет св. Иоанн: "Народ мног, пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваия от финик и изыдоша в сретение Ему" (Иоан. 12:12-13). Так соединилось 2 множества народа: одно шло от Вифании со Христом, другое от Иерусалима, навстречу Ему. Вид Иерусалима представшего с горы во всей своей красе, вызвал восторг всей этой народной массы, который вылился в радостных и громогласных кликах: "Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!". "Осанна" в буквальном переводе с древне-еврейского языка значит: "Спаси же", "даруй спасение". Это восклицание употреблялось, как выражение радости и благословения на подобие нынешнего: "Да здравствует".
 "Осанна в вышних" - пожелание чтобы и на небе было принесено в дар Царю Израилеву, Сыну Давидову, то же радостное восклицание "Осанна". "Благословен грядый во имя Господне" - значит: "достоин благословения или прославления Тот, Кто приходит от Иеговы с Его повелениями, с Его властью, как приходят от земного царя посланники и правители с полномочием заменять его (сравни Иоан. 5:43). Еванг. Марк присоединяет к этому еще восклицание: "Благословенно грядущее царство во имя Господа, отца нашего Давида".
 Царство Давида должен был восстановить Мессия, Которого престол должен был пребывать вечно и власть должна была распространиться на все народы. В этих словах сыны Израилевы и прославляют Христа, грядущего восстановить это царство Давидово. Св. Лука передает еще одно восклицание: "Мир на небеси", в смысле: "снисходят с небес все истинные духовные блага и вечное спасение". Св. Иоанн объясняет, как причину этой радости встречи Господа, великое чудо воскрешения Лазаря, только что Им совершенное, а св. Лука - все вообще чудеса Его. В этом событии Церковь наша усматривает особое устроение Божие и внушение Духа Святаго, как говорит об этом Синаксарь на Неделю Ваий: "Сие же бысть языки подвигшу, Всесвятому Духу".
 С этой точки зрения понятен ответ Господа, данный Им на лукавый и злобный совет фарисеев: "Учителю, запрети учеником Твоим" (ибо Ты, как и мы, понимаешь, насколько все это неприлично и опасно для Тебя) - "Аще сии умолчат, камение возопиет" (Луки 19: 39-40). Это славословие Христу Мессии устрояется в сердцах и устах народа Самим Богом, и если бы люди воспротивились этому определению Божию, тогда бездушные камни заменили бы людей в прославлении Господа. В этих словах Церковь видит также иносказательное указание на язычников, бывших сначала как бы каменносердечными, но потом заменивших собою Израиля, отвергшего Христа.
 Тот же смысл имеет и приводимый св. Матфеем ответ Господа фарисеям, негодовавшим, по злобе и зависти на то, что еврейские дети в храме восклицали: "Осанна Сыну Давидову", - "Несте ли чли николиже, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу": т.е. Бог Сам устрояет Себе хвалу в устах младенцев и грудных детей. (Из Пс. 8: 3 - Матф. 21:15-16).
 "Видев град", как повествует св. Лука (19: 41-44), Господь "плакася о нем", т.е. о скорой его погибели.
 Замечательно, что в 70 году Римляне, начиная осаду Иерусалима, устроили свой лагерь как раз на том самом месте на горе Елеонской, где находился в это время Христос Спаситель, и самая осада началась тоже незадолго до Пасхи. "Аще бы", т.е.: "О если бы" "разумел и ты" (как разумею Я) "в день сей твой" (или в день посещения твоего, как сказано ниже), "еже к миру твоему", т.е. "что служит ко спасению твоему". "Ныне же сокрыся от очию твоею", ты упорно закрываешь глаза, чтобы не видеть, что, отвергая Меня, ты устрояешь свою погибель. "Не разумел еси времени посещения твоего", т.е.: того времени, когда милостив был к тебе Бог и призывал тебя ко спасению через посланного к тебе Мессию, которого ты отверг, вместо того, чтобы послушать Его.
 Св. Матфей свидетельствует, что "когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение" - столь велико было впечатление от этой торжественной встречи.

на верх

2. ИЗГНАНИЕ ТОРГУЮЩИХ ИЗ ХРАМА

(Матф. 21:12-17; Марк. 11:15-19; Лк. 19:45-48)
 Войдя в Иерусалим, Господь направился прямо в храм и совершил изгнание торгующих из храма. Об этом повествуют только 3 первых Евангелиста, причем повествование св. Марка отличается от повествования св. Матфея и Луки тем, что по св. Марку, Господь, войдя в храм, "и осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью" и только на другой день, после проклятия смоковницы, снова, войдя в храм, совершил изгнание торгующих.
 Тут нельзя видеть серьезного противоречия: Апостолы в изложении событий не всегда придерживались точного хронологического порядка; для них часто важнее представлялась связь событий логическая. Некоторые же допускают, что было двойное очищение храма от торгующих: в самый день входа Господня во Иерусалим и вторично - на другой день. 3 года тому назад, когда Господь пришел в Иерусалим на первую, после Своего крещения Пасху, Он застал дворы и притворы храма обращенными в торговую площадь, и изгнал всех торгующих. В следующем году Господь опять пришел в Иерусалим на Пасху, но торговли в храме, по-видимому, не застал. На третью Пасху Своего служения Господь совсем не был в Иерусалиме. Когда же приближалась четвертая Пасха, то Иудеи были озабочены, придет ли Иисус на праздник. Зная, что начальство уже вынесло Ему смертный приговор, и думая, что Он не решится идти в Иерусалим на явную смерть, торговцы, с разрешения первосвященников, нагнали опять в притворы и во двор храма стада животных, расставили палатки с разными товарами, поставили столы с разменными кассами, скамьи с голубями, которых разводили для продажи сами первосвященники, - и начали торговать. Приход Господа в храм явился для них неожиданностью. После того, как народ торжественно приветствовал Его криками "осанна", никто не решился противодействовать Ему, когда Он, как и в первый год Своего служения, начал "изгонити продающыя и купующыя в Церкви, и трапезы торжником и седалища продающих голуби испроверже".
 Св. Марк к этому добавляет еще, что Господь "не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь", т.е. посторонние вещи, не имеющие отношения к совершаемому в храме богослужению. Очевидно, величие и могущество Божества просияли в этот момент на лице Господа, так что никто не смел оказать Ему противодействия, и все невольно повиновались Ему. Первосвященники очевидно тоже не смели ничего предпринять против Господа, видя, как народ "неотступно слушает Его, удивляясь учению Его" (Марк. 11:18 и Луки 19:47-48).

на верх

ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
3. ПРОКЛЯТИЕ БЕСПЛОДНОЙ СМОКОВНИЦЫ

(Матфея 21:18-19; Марка 11:12-14)
 2 Евангелиста свв. Матфей и Марк рассказывают, что после торжественного входа в Иерусалим, Господь провел со своими учениками ночь в Вифании, а утром на другой день, идя опять в Иерусалим, по дороге увидев смоковницу, пожелал вкусить от нее плодов, но ничего не нашел на ней, хотя она и одета была листьями, и сказал: "Да не будет же впредь от тебя плода во век". "И абие изсше смоковница", чему чрезвычайно поразились ученики.
 Евангелисты говорят, что Господь "взалкал" и потому искал плодов. Это не должно удивлять, ибо Господь Иисус Христос, по Своей человеческой природе, был подвержен всем немощам человеческого естества, и во всем был подобен нам, кроме греха. Ведь Он был не только Бог, но БОГОЧЕЛОВЕК. Характерно, что для удовлетворения Своих человеческих потребностей Он никогда не пользовался Своим Божественным всемогуществом и силою, а прибегал в таких случаях к обычным человеческим средствам, отвергнув раз навсегда первое диавольское искушение о претворении камней в хлебы. Св. Марк замечает при этом, что на смоковнице не было плодов, потому что еще было не время.
 За что же тогда смоковница подверглась проклятию? За то, что она видом своим обманывала, вводила в заблуждение. На смоковнице листья являются обычно после плодов, а эта смоковница своим зеленеющим видом обещала плоды проходящим по дороге путникам, в то время как в действительности на ней ничего, кроме одних листьев, не было.
 По учению Церкви смоковница эта была символом представителей и руководителей иудейской ветхозаветной церкви - первосвященников, книжников и фарисеев, которые имели только внешний вид исполнителей Закона Божия, а действительных плодов веры не приносили. Господь обрек их на иссушение в наказание за их лицемерие, и предрек, как мы увидим дальше, что "отъимется от них Царствие Божие и дастся языку творящему плоды его" (Матф. 21:43).

на верх

4. ЖЕЛАНИЕ ЭЛЛИНОВ ВИДЕТЬ ИИСУСА ХРИСТА И БЕСЕДА ГОСПОДА ПО ЭТОМУ ПОВОДУ

(Иоанна 12:20-50)
 После торжественного входа Господа в Иерусалим, вероятно, на другой же день, к апостолу Филиппу подошли эллины и просили его, говоря: "Господин, нам хочется видеть Иисуса".
 Эллины - значит собственно греки, но так называли в Иудее всех вообще язычников. По-видимому, это были так наз. "прозелиты", т.е. обращенные в иудейскую веру язычники. Филипп передал эту просьбу Андрею. Характерно, что Филипп и Андрей были единственные ученики Господа, которые носили греческие имена. В Десятиградии жило немало греков, а т.к. Филипп был родом из Вифсаиды Галилейской, то возможно, что к нему обратились именно греки, которые знали его. Обращение "господин" показывает, что эти эллины с особым почтением отнеслись к ученику столь знаменитого Учителя. Слова: "Нам хочется видеть Иисуса" указывают не на простое любопытство, ибо видеть Его мог каждый, когда Он ходил по двору храма и учил. Очевидно, эти эллины искали большей близости к Господу, хотели говорить с Ним.
 Еп. Михаил высказывает предположение, что они хотели предложить Ему идти с проповедью в их страну, зная о злобе к Нему книжников и фарисеев, как это сделал, по преданию, эдесский царь Авгарь. Во всяком случае в этом выразилось стремление язычников приобщиться к открывающемуся Царству Христову - это было первым предвестником обращения ко Христу всего языческого мира, как результат Его крестных страданий - искупительной жертвы за грехи всего человечества. Вот почему это обращение эллинов заставило Господа погрузиться мыслью в предстоящие Ему страдания и глубокую идею креста Своего. Этим и объясняется то, что из уст Его излилась вдохновенная речь, которую приводит нам только один Евангелист Иоанн.
 "Приде час, да прославится Сын Человеческий". Какой это час? По отношению к Самому Христу это - час Его крестных страданий, смерти и воскресения, по отношению к князю мира сего диаволу, как час его изгнания, по отношению к людям, как час их привлечения ко Христу, вознесенному на крест. Господь называет себя здесь "Сыном Человеческим", указывая тем, что Ему придется понести страдания и смерть, как человеку для того, чтобы войти в славу Свою, как Богочеловеку и через это привлечь к Себе все человечество.
 Как в видимой природе, смерть не всегда причина уничтожения, а бывает наоборот началом новой жизни, подобно пшеничному зерну, которое должно как бы умереть в земле, чтобы умножиться, так и Его смерть явится началом новой жизни, умножения последователей Царства Его на земле. Так и последователи Господа не должны бояться смерти ("любить свою душу"), но наоборот должны для приобретения жизни вечной жертвовать своей земной жизнью.
 Человеческая природа Господа, однако, возмущается мыслью о предстоящих ей страшных страданиях: "Ныне душа моя возмутися". Это начало той борьбы между человеческой и Божественной природой Христа, которая потом достигла своего наивысшего напряжения в Гефсиманском саду. Человеческая природа побуждает молиться: "Отче, спаси мя от часа сего", но Божественная природа сейчас же побеждает это смущение, побуждая молиться: "Отче, прослави Имя Твое", т.е.: "Да совершится то, ради чего я пришел на землю". В ответ Сам Отец Небесный подкрепил Своего Возлюбленного Сына на предстоящий Ему подвиг, возгремев с неба: "И прославих, и паки прославлю", т.е.: "прославив уже многочисленными делами, знамениями и чудесами, и вновь прославлю через предстоящия скоро крестные страдания, смерть и воскресение".
 Впечатление этого небесного голоса было неодинаково для слышавших, что объясняется неодинаковым духовным состоянием слышавших. Люди, неверовавшие во Христа, говорили, что это простой гром, другие, что это Ангел говорил Ему. Господь, отвечая на эти ложные толки, поясняет, что этот голос был "народа ради", т.е., чтобы все уверовали в Него, вразумились бы хотя бы в эти последние часы Его пребывания на земле, ибо наступает час суда над "Князем мира сего" диаволом и изгнания его из душ человеческих. "Князем мира сего" диавол называется во многих местах Слова Божия, как обладающий всем неверующим и враждебным Христу человечеством.
 "И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе" - т.е. распятие Господа, а затем и последующее вознесение Его на небо повлечет за собой обращение к Господу всего человечества. Народ понял, что под "вознесением от земли" Господь разумеет Свою кончину, а потому выражает недоумение, кто же будет тогда царствовать на земле, ибо о Мессии было представление, как о земном царе, который будет царствовать на земле вечно. На это Господь увещевает их, чтобы они пользовались временем, пока Он - "Свет миру" - находится еще с ними и уверовали бы в Него, и отошел от них, вероятно, на гору Елеонскую или в Вифанию, где Он проводил ночи, уча днем во храме.
 Далее Евангелист со скорбию размышляет о причинах неверия Иудеев в Господа, указывая на то, что об этом неверии предсказывал еще пророк Исайя (53:1 и 6:9-10), как об окаменении сердец избранного народа. Причина враждебности к Господу - также предпочтение славы человеческой славе Божией. В заключение св. Иоанн приводит последние увещательные слова. Господа, сказанные иудеям в храме, о том, что Он пришел спасти мир, и Слово Его будет судить людей в последний день, ибо это слово есть ничто иное, как заповедь людям Самого Небесного Отца.

на верх

ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
5. ЗАСОХШАЯ СМОКОВНИЦА И ПОУЧЕНИЕ О СИЛЕ ВЕРЫ

(Матф. 21:20-22; Мрк. 11:20-24)
 Св. Марк подробнее и раздельнее, чем св. Матфей, описывает обстоятельства проклятия Господом бесплодной смоковницы. Он и говорит, что только на другой день, очевидно, когда Господь вновь шел с учениками из Вифании в Иерусалим тою же дорогою, что и накануне, ученики обратили внимание на то, что смоковница засохла. В ответ на выраженное учениками по этому поводу удивление, Господь поучает их о силе веры, говоря, что, если они будут иметь веру Божию, преодолевая все сомнения, то смогут творить еще большие чудеса: "Аще и горе сей речете: двигайся и верзися в море, будет".
 В примере горы, конечно, только представляется, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верою, чтобы получить.
 Св. Марк добавляет к этому в 25-26 стихах, что условием действенности молитвы является прощение ближним. Непрощение ближним есть оскорбление любви Божией, а потому при непрощении не может быть ни истинной твердой веры, ни действенной поэтому молитвы.

на верх

6. БЕСЕДА В ХРАМЕ: ОТВЕТ ГОСПОДА СТАРЕЙШИНАМ, КТО ДАЛ ЕМУ ТАКУЮ ВЛАСТЬ

(Матфея 21:23-27; Марка 11:27-33 и Луки 20:1-8)
 Когда Господь вновь пришел в храм и начал, по обычаю, учить, приступили к Нему первосвященники и старейшины с лукавым вопросом: "Коею властью сия твориши, и кто Ти даде власть сию?" - т.е. какое право имеет Он распоряжаться в храме - изгонять торжников и учить. Ясно, что это не вопрос людей, желающих знать истину, а лукавое совопросничество. Как и всегда злобные враги Господа хотели уловить Его в слове. Но Господь, не отвечая прямо на их коварный вопрос, Сам уловляет их в слове. Он спрашивает их: "Крещение Иоанново откуду бе, с небесе ли, или от человек?". Вопрос о крещении Иоаннове был в то время вопросом об его пророческом достоинстве и о Божественном его посланничестве.
 Иоанн свидетельствовал об Иисусе, как о Мессии, Сыне Божием, вземлющем грехи мира. Признать его посланником Божиим это значило признать Иисуса Мессиею, и тогда сам собою разрешался вопрос, какою властью Иисус творит то, что раздражало Иудеев. Совопросники поставлены были в очевидное затруднение, зная, что народ чтил св. Иоанна, как пророка, и боясь, что народ побьет их камнями, если они решатся сказать, что Иоанн не пророк. Признать же открыто Иоанна пророком, это значило признать и его свидетельство об Иисусе, как о Сыне Божием. И они не решились дать определенного ответа, сказав: "Не вемы". Такой синедрион, который не мог вынести определенного решения на столь важный вопрос, подлежавший именно его ведению, показал себя несостоятельным и не заслуживал ответа Господа. Поэтому и Господь отвечал: "И Я вам не скажу, какою властью сия творю". На это лишнее было и отвечать, ибо они, конечно, прекрасно знали, какой властью Господь действует, но сознательно противились этой власти.
 Все 3 синоптика повествуют об этом разговоре совершенно согласно между собой.

на верх

7. ПРИТЧА О ДВУХ СЫНОВЬЯХ

(Матфея 21:28-32)
 Продолжая дальше разговор с ними, Господь рассказал им притчу, желая, чтобы они сами над собой произнесли приговор.
 "У одного человека было два сына" - как видно из дальнейшего, под человеком разумеется Бог, под первым сыном - мытари и блудницы, т.е. вообще люди грешные, а под вторым сыном - книжники и фарисеи, т.е. вообще все, считающие сами себя праведниками.
 "Пойди, работай в винограднике Моем": под виноградником понимается церковь, а работа в нем - дела благочестия, исполнение заповедей Божиих. На требования Божий грешники отвечают: "Не хочу" самою жизнью своею, но потом каются, как покаялись мытари и блудницы, после проповеди Иоанна Крестителя, и начинают исполнять волю Божию. Фарисеи и мнимые праведники говорят "иду", т.е. на словах как будто исполняют волю Божию, а на деле нет, ибо не принимают проповеди Господа о покаянии. Не поняв смысла притчи, совопросники естественно на вопрос Господа, который из двух Исполнил волю отца, ответили Ему: "Первый". Тогда-то Господь и раскрыл им значение притчи, направленной к осуждению их. Он указал им, что те люди, которых они презирают, как грешников, оказались более достойными, чем они, войти в Царство Мессии - Церковь Христову.

на верх

8. ПРИТЧА О ЗЛЫХ ВИНОГРАДАРЯХ

(Матфея 21:33-46; Марка 12:1-12; Луки 20:9-19)
 Притчу эту передают нам все 3 синоптика совершенно одинаково. Некоторый хозяин, под которым разумеется Господь Бог, устроил "виноградник", под которым надо понимать ветхозаветную церковь. Обнес его "оградой", под которой толкователи понимают закон Моисеев и все вообще учреждения, назначенные для того, чтобы предохранять избранный народ Божий Иудеев от влияния язычества; выкопал в нем "точило" - бассейн или яма, в которой выжимался сок, построил "башню", назначавшуюся для сторожей, которые охраняли виноградник от воров и животных. Под "точилом" и "башней" свв. отцы разумеют алтарь и храм. Сделав все нужное для благоустроения виноградника, хозяин "отдал его виноградарям", как было в обычае, с тем, чтобы они уродившиеся плоды сполна и в известном условленном количестве доставляли хозяину. Под "виноградарями" разумеются иудейские народные начальники, по преимуществу первосвященники и члены синедриона. Затем хозяин отлучился: это значит, что Господь вверил им всю полноту власти над еврейским народом, с тем, чтобы они потом представили ему плоды своего управления - показали бы, что они воспитали народ так, как следовало, в духе закона Божия.
 Через некоторое время хозяин послал своих "слуг", под которыми надо понимать пророков. Но злые виноградари, "емше рабов Его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша" - так поступали начальники иудейского народа с посланниками Божиими пророками. Они управляли народом, не заботясь о его духовном совершенствовании, а преследуя только свою личную корысть и интересы, и потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших им об их обязанностях. Об этом свидетельствует вся ветхозаветная священная история (Иерем. 44:4-б; 2 Пар. 24:20-21; 36:16; Нем. 9:26 и др.).
 Наконец, хозяин послал к ним "сына своего" (по Марку, единственного и возлюбленного); последним чрезвычайным посланником Божиим к Иудейскому народу был Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос. "Сей есть наследник", сказали злые виноградари: "приидите, убием Его, и удержим достояние Его". Господь Иисус Христос называется "наследником" в том смысле, что все предано Ему Отцем Его (Матф. 11:27). Первосвященники и старейшины Иудейские решили убить Его, чтобы не лишиться своей власти над еврейским народом ("Емше Его изведоша вон из винограда, и убиша" - так начальники Иудейские убили Господа Иисуса Христа, выведши Его из Иерусалима, который был священным средоточием ветхозаветной церкви, за стенами его.
 Закончив притчу, Господь пожелал, чтобы слушатели сами произнесли над собою приговор, Что они действительно и сделали, по св. Матфею, а по св. Марку, Господь, с Своей стороны, подтвердил правильность этого приговора. А по св. Луке, Первосвященники и старейшины, уразумев, что этот приговор они изрекли сами над собой, затем сказали: "Да не будет", этого с нами. Под "пришествием" хозяина надо понимать здесь не Второе Пришествие Христово, ибо далее говорится о том, что Он, т.е. Бог, "виноград предаст иным делателем" (следовательно, земная жизнь людей еще будет продолжаться), а разрушение Иерусалима, отмену первосвященнического служения и власти синедриона, и значения книжников и фарисеев. Тогда призваны будут на дело обработки виноградника Божия "иные делатели" - Апостолы и их преемники, пастыри Христовой Церкви.
 В заключение притчи Христос применяет к себе 22-23 стихи 117 псалма, называя Себя Камнем, который отвергли строители, т.е. вожди Иудейского народа, но Который сделался "Главою угла" - стал краеугольным камнем величественного здания новозаветной Церкви. Пришествие в мир Самого Сына Божия было "от Господа" и "есть дивно" в очах человеческих, с точки зрения человеческой. Называя Себя камнем, Господь указывает на 2 вида людей, которые не уверуют в Него и которые подвергнутся за это наказанию: одни, для которых Он будет Камнем претыкания, т.е. соблазна, другие, которые, оставаясь нераскаянными, ожесточенно восстали против Господа и начали бороться против распространения Его Царства. Вина вторых тяжелее. Преткнувшегося о камень и разбившегося можно восстановить и исцелить, сотрение же выражает окончательную гибель, которая и постигнет всех ожесточенных противников Христовых.
 В результате такого непокорства Иудеев, назначенных первоначально быть избранным народом Божиим, "Отъимется от них царствие Божие, и дастся языку творящему плоды Его", т.е. новому народу Божию - всем будущим членам Царства Божия, или Церкви Христовой, которые представляются здесь, как один народ - новый Израиль. Поняв весь глубокий смысл притчи до конца "первосвященники и фарисеи... старались схватить Его, но побоялись народа", т.е. возможности народного возмущения, которое могло бы быть вызвано в защиту Господа, почитавшегося пророком.

на верх

9. ПРИТЧА О ЗВАННЫХ НА БРАЧНЫЙ ПИР ЦАРСКОГО СЫНА

(Матф. 22:1-14)
 Эта притча, по содержанию и основной мысли, сходна с притчей о званных на вечерю, изложенной в 14 главе Евангелия от Луки (16-24). Но эти притчи несомненно произнесены в разное время. Притча о званных на вечерю была рассказана Господом в доме фарисея в день субботний, задолго еще до Его торжественного входа в Иерусалим, а эту притчу Господь изложил после Своего входа в Иерусалим, вернее всего во вторник.
 Главная мысль притчи о званных на вечерю та, что многие, ради житейских попечений, откажутся от Царства Божия. Притча же о браке Царского сына находится в связи с притчей о злых виноградарях. В обеих этих притчах, при том и следующих одна за другой непосредственно, говорится о слугах, из которых одни были Подвергнуты оскорблениям, другие убиты, а также о злой гибели оскорбителей и убийц. И здесь, как в первой притче, под образом званных Надо понимать народ Иудейский, а под слугами Царя - ветхозаветных пророков. Под истреблением убийц и сожжением их города необходимо разуметь гибель Иудейского народа и разрушение Иерусалима. Призывание на брачный пир всех кто встретится, это - призвание в Царство Божие всех людей, которое последовало тогда, когда Иудеи отвергли апостольскую проповедь (см. Деяния 13:46). На брак - в Царствие Божие - призываются все: и добрые и злые, ибо для вступления в него не нужна ни святость, ни заслуги: в него призываются не за дела, а по милосердию Призывающего. Суд - установление различия между добрыми и злыми, достойными пребывать в Царствии Божием и недостойными - будет потом, позже. Поэтому, кто раз призван, должен ходить достойно своего звания, быть облеченным в брачную одежду.
 В древности цари и князья на Востоке имели обычай давать приглашенным специальную парадную одежду, в которой те и должны были являться на пир. Так и каждому призываемому в Царство Христово дается при крещении светлая одежда чистоты духовной. Пренебрегший этой одеждой и вошедший на духовный пир в одежде, оскверненной грехами, достоин осуждения и наказания.
 По толкованию св. Златоуста, "войти в нечистой одежде означает, имея нечистую жизнь, лишиться благодати. Поэтому и сказано: он же молчал... Не имея, чем защитить себя, он осудил самого себя и подверг чрезвычайному наказанию". Как не пожелавшего надеть предложенную ему от Царя одежду выгоняли из ярко освещенных палат царского пира наружу во внешнюю (кромешную) тьму, где он от холода и досады скрежетал зубами, так на Страшном Суде будут извергнуты из сонма спасаемых в Церкви Христовой нераскаянные грешники, загрязнившие своей греховной нечистотой одежду крещения.
 Общая заключительная мысль этой притчи с притчей св. Луки: "Мнози бо суть звани, мало же избранных" - означает то, что призываются в Царство Христово многие, все, кто отзовутся на проповедь Евангелия, но истинными членами этого Царства делаются не все званные, только избранные из них. Так, все Иудеи призывались в Церковь Христову, хотя и призваны были, но истинных христиан оказывалось среди них и будет оказываться немного.  Выслушав все это, посрамленные Господом члены синедриона начали совещаться, какие бы меры принять им против Него и замыслили послать людей, которые бы могли уловить Его в слове, дабы легче было обвинить Его и предать суду.

на верх

10. ОТВЕТ ГОСПОДА О ДАНИ КЕСАРЮ

(Матф. 22:15-22; Марк. 12:13-17; Луки 20:20-26)
 Среди учеников своих и иродиан, приверженцев царя Ирода, которому не все хотели платить подати, как иноплеменнику, фарисеи выбрали наиболее лукавых людей, которых подослали к Господу Иисусу Христу с коварным вопросом: "достойно ли есть дати кинсон кесареви или ни?". Лукавый вопрос был рассчитан на то, что если Господь скажет, что надо платить подать языческому императору, ненавистному для Иудеев, то этим Он оттолкнет от Себя народ, а если скажет, что не надо, то можно сразу же будет обвинить Его перед римлянами, как возмутителя народа.
 В вопросе искусителей была сокрыта такая мысль: Иудейский народ это народ Божий, который своим Царем признает лишь Бога, а потому не может служить иноземному да еще языческому царю, т.к. иначе явится противником Богу; следовательно, что же им делать - давать ли подать кесарю или соблюдать неизменную верность Богу? На это Господь дал мудрый ответ, что нужно делать и то, и другое - "воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови", т.е. исполняйте свои обязанности, как в отношении к Богу, так и в отношении к государственной власти, поскольку последнее не противоречит первому, конечно.

на верх

11. ПОСРАМЛЕНИЕ САДДУКЕЕВ В ВОПРОСЕ О ВОСКРЕСЕНИИ

(Матф. 22:23-33; Марка 12:18-27; Луки 29:27-40)
 После посрамления фарисеев с иродианами, тотчас же подошли к Господу саддукеи, которые представляли собой секту неверующих в воскресение душ и будущую жизнь (см. Деян. 23:8). Они вели постоянные споры с фарисеями, стремясь доказать, что в книгах Моисеевых не только нет никаких указаний на бессмертие души, но содержатся даже такие постановления, которые противоречат учению о воскресении мертвых, как, напр., закон ужичества, или левиратный брак.
 Этот спор саддукеи и представили на разрешение Господа Иисуса Христа, измыслив историю о семи братиях, которые поочередно брали за себя одну и ту же жену и затем умирали. С их точки зрения это постановление закона Моисеева опровергало учение о будущей жизни, ибо "котораго из семи братьев могла бы быть в будущей жизни эта жена?".
 Св. Златоуст справедливо отмечает невероятность такой истории, ибо иудеи, отличаясь суеверием, не стали бы брать такую жену, у которой мужья подряд один за другим умирали. Господь дал саддукеям мудрый ответ, обличив их в том, что они не понимают будущей вечной жизни, в которой уже не будет ничего чувственного, и люди будут жить иною жизнью, духовною, ангельскою, "яко Ангели Божий на небеси суть". Если бы люди после смерти совершенно уничтожались, то не говорил бы Бог, явившийся при купине Моисею: "Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковлев", ибо "несть Бог Бог мертвых, но Бог живых", т.е. умершие уже тогда праотцы для Бога живы, ибо Бог не может быть Богом несуществующего.
 Св. Лука говорит, что этот ответ понравился даже книжникам, которые не могли удержаться, чтобы не сказать: "Учитель, Ты хорошо сказал". А народ, видя посрамление саддукеев, удивлялся мудрости Иисуса.

на верх

12. БЕСЕДА О НАИБОЛЬШЕЙ ЗАПОВЕДИ В ЗАКОНЕ И О БОЖЕСТВЕННОМ ДОСТОИНСТВЕ МЕССИИ

(Матф. 22:34-46; Марка 12:28-37; Луки 20:40-44)
 Фарисеи, узнав о посрамлении саддукеев, собрались тут же в храме на совещание и решили предложить Иисусу самый трудный, по их мнению, вопрос о том, какую заповедь следует считать наибольшей в законе. Коварство вопроса станет понятным, если мы примем во внимание, что иудейские книжники различали в законе заповеди большие и меньшие и между ними происходили постоянные споры о сем. Одни считали наибольшей заповедь о жертвах, другие - о субботе, третий - об обрезании и вообще ставили обрядовые законы на первое место. На этот вопрос Господь отвечал прямо словами Второзакония (6:3): "возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею", указав, что это - "первая и большая заповедь" и прибавив, что "вторая подобна ей: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе" (Лев. 19:18).
 Св. Марк добавляет к этому, что этот ответ Господа привел в восторг самого законника, воскликнувшего: "хорошо, учитель. Истину сказал Ты". Искренность его тронула Иисуса и, видя, что этот грешник может исправиться, Господь сказал ему: "недалеко ты от царствия Божия". После всех этих неудачных покушений уловить Господа в слове, фарисеи уже не смели ни о чем спрашивать Его, но Он, чтобы показать им, как они сами несведущи в Писаниях и как невежественны в своих ложных понятиях о Мессии, Сам задал им вопрос: "что вам мнится о Христе? чий есть Сын?". Нисколько не задумываясь, они отвечали: "Давидов", конечно, потому, что Давиду было обещано, что из его рода должен произойти Мессия. Итак, вы думаете, как бы так ответил им Господь, что Христос только Человек, но "како убо Давид духом (по вдохновению от Духа Божия) Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене...". Если Мессия-Христос только потомок Давида, то как Он мог существовать тогда, когда Давид писал о Нем, а если Он существовал уже тогда, и Давид назвал Его Своим Господом, то, следовательно, Он не просто человек, как думали фарисеи, а в то же время и Бог, т.е. Богочеловек. Фарисеи, ослепленные буквой закона и потерявшие ключ к правильному пониманию его смысла, ничего не могли ответить на этот вопрос Господа.
 Таким образом Господь обличил их невежество в законе и одновременно дал нам свидетельство о Своем Божественном достоинстве и вечном бытии. Потерпев такое решительное поражение, фарисеи уже больше не отваживались искушать Господа коварными своими вопросами, а множество народа слушало Его с услаждением (Марк. 12:37).

на верх

13. ОБЛИЧИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ ПРОТИВ КНИЖНИКОВ И ФАРИСЕЕВ

(Матф. 23:1-39; Мрк. 12:38-40; Лк. 20:45-47)
 Посрамив фарисеев и сделав их безответными, Господь для предостережения Своих учеников и народа от духа фарисейского, произнес против фарисеев грозную обличительную речь, в которой изобличил их главнейшие заблуждения, как относительно учения, так и относительно жизни. Эта речь полностью приводится только св. Матфеем, а у св. Марка и Луки приведены лишь отрывки из нее. Начал эту речь Господь словами: "на Моисееве седалищи седоша книжницы и фарисее", т.е. книжники и фарисеи заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право учить законам Моисея народ и истолковывать их смысл.
 "Вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите, по Делом же их не творите" - здесь фарисеи изобличаются в том, что они, уча закону, сами не живут по закону. "Вся", т.е. "все" надо, конечно, понимать с ограничением, ибо Сам Спаситель нередко обличал книжников и фарисеев в неправильном понимании и истолковании заповедей закона. "Связуют бо бремена тяжка и бедне носима..." как тяжелую поклажу на животных, возлагают они "на преща человеческая" все многочисленные и разнообразные постановления Моисеева закона (ср. деян. 15: 10), сурово требуя от народа исполнения их до последних мелочей, а сами не хотели споспешествовать в этом народу. Если же фарисеи и делают что-либо из того, что требуют от других, то не для угождения Богу, а для того, чтобы их видели и хвалили люди. Они "расширяют хранилища своя", т.е. без нужды, на показ другим, увеличивают те кожаные мешочки или ящички, в которые вкладывались листки из папируса или из пергамента с изречениями из закона: Исхода 13:1-10; 13:11-17; Втор. 6:4-10 и 11:13-22, и которые во время молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке. Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов кн. Исхода 13:9: "и будет тебе заповедь Божия знамение на руце твоей, и воспоминание пред очима твоима".
 Евреи верили, что эти хранилища предохраняли от злых духов. "И величают воскрилия риз своих" - 4-ре кисточки, которые пришивались к краям верхней одежды и идущие от этих кисточек по краям одежды нити яхонтового цвета. Их делать и носить повелено было законом, в напоминание заповедей Божиих и в отличие евреев от других народов (Числа 15:37-40). Фарисеи, по тщеславию, и эти кисти делали больше обычных.
 "Любят же преждевозлегания на вечерях и преждеседания на сонмищах" - в те времена пищу вкушали не сидя, а полулежа на особых длинных и широких подушках, прислонявшихся к столу, имевшему обычно форму буквы П. Главные или почетные места были в середине стола и их-то добивались фарисеи: в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре.
 "Вы же не нарицайтеся учители"... это значит: "не домогайтесь, чтобы вас величали, как учителей, отцов и наставников, ибо в собственном смысле для всех людей единственный Отец это Бог и единственный Наставник и Учитель Христос. Это запрещение называться "учителями", "отцами" и "наставниками" нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из посланий Апостольских видно, что эти наименования употреблялись самими Апостолами, как, напр. 1 Иоан. 2:13; Рим. 4:16; 1 Кор. 4:15; Ефес. 6:4; Фил. 2:22; 1 Сол. 2:11; 1 Тим. 5:11; Деян. 13:1; Иак. 3:1; Рим. 2:20; 12:71; 1 Кор. 12:28; 12:29; 1 Тим. 2:7; II Тим. 4:3; Евр. 5:12 ("учители"); 1 Кор. 4: 15; Евр. 13: 7; 13: 17; ("наставники"). Нельзя допустить, чтобы Апостолы нарушили данную им заповедь Христову, употребляя эти наименования. Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим Апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой, а кто желает быть большим, должен быть всем слугой. Не следует воздавать человеку чести, подобающей единому Богу, и чтить учителей и наставников самих по себе чрезмерно, как если бы эти учителя и наставники говорили свое слово, а не слово Божие.
 "Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко затворяете царствие небесное пред человеки..." за то, что сами не уверовали в Мессию-Христа и других отвратили от этой спасительной веры.
 "Снедаете домы вдовиц..." обманываете вдов своей показной набожностью и расхищаете их имущество.
 "Преходите море и сушу" - приобретаете прозелитов из язычников, не заботясь об их наставлении в истинной вере, а еще больше развращая их дурным примером своей лицемерной жизни.
 "Горе вам, вожди слепии, глаголющий: иже аще кленется церковью, ничесоже есть, а иже кленется златом церковным, должен есть" - Иудейские учители разделяли клятвы на великие и малые и учили, что исполнение малой клятвы необязательно. Клятва даром или златом церковным считалась великой, а клятва храмом или алтарем - малой. Господь указывает, что клясться всеми этими предметами - значит клясться самим Богом, а потому нельзя нарушать ни одной из этих клятв.
 "Горе вам, яко одесятствуете мятву, и копр, и кимин, и остависте вящшая закона, суд, и милость, и веру..." фарисеи, во исполнение закона о десятине (Числ. 18:20-24; Втор. 14:22-28), приносили десятую часть даже от таких трав, о которых закон не упоминает, по их ничтожности. Господь и обличает за то, что они, соблюдая строго мелочи, оставляют без внимания важнейшее, как то: справедливость в судебных разбирательствах, милосердие к бедным и несчастным, верность Богу и Его закону.
 "Оцеждающии комары, велблуды же пожирающе" - народная поговорка на Востоке: заботясь о мелочах и оставляя без внимания важнейшее, фарисеи похожи на тех, которые тщательно отцеживают попавшегося в напиток комара, и безбоязненно глотают целого верблюда (гиперболическое выражение, конечно), т.е. допускают тяжкие грехи.
 "Очищаете внешнее сткляницы и блюда, внутрьуду же суть полны хищения и неправды" - наружной стороне сосуда, о чистоте которой заботились фарисеи, противопоставляется то, что внутри сосуда - пища добытая хищением и несправедливостью. Надо заботиться об этой внутренней чистоте прежде всего, о том, чтобы добывать себе хлеб насущный честным путем.
 "Подобитеся гробом повапленым", т.е. убеленным известью. Ежегодно 15 числа месяца Адара пещеры, служившие гробницами, белились для того, чтобы к ним не приближались и не прикасались прохожие, т.к. прикосновение ко гробу, по закону, причиняло нечистоту на 7 дней (Числ. 19:16). Обеленные гробы казались снаружи красивыми: так и фарисеи, по внешности, казались праведниками, а на самом деле были лицемерами и беззаконниками.
 Далее Господь обличает фарисеев, что они лицемерно строят гробницы пророкам и украшают памятники праведным, которые были избиты отцами их. Они будто бы чтят избитых праведников, а на самом деле они еще хуже отцов своих, происхождением от коих гордятся, ибо собираются убить Самого Господа. "И вы исполните меру отец ваших" - т.е. превзойдете отцов ваших в их злодеяниях.
 "Аз послю к вам пророки" - разумеется послание Апостолов и их сотрудников на проповедь евангельского учения; здесь Господь предрекает о том, как будут гнать и преследовать их Иудеи, уподобляясь в этом отцам их, избившим ветхозаветных пророков.
 "Да приидет на вы всяка кровь праведна..." будучи злы, фарисеи примут на себя ответственность за кровь всех праведников когда-либо убитых, как ими самими, так и их предками, начиная от крови Авеля, убитого своим братом Каином, до крови Захарии, сына Варахиина, убитого между храмом и жертвенником. Одни полагают, что это тот Захария, который, по повелению царя Иоаса, был побит камнями во дворе дома Господня (2 Пар. 24:20). Правда, этот Захария называется сыном Иоддая, но может быть, это было его второе имя, т.к. у евреев было в обычае носить 2 имени.
 Некоторые древние толкователи, как св. Василий Великий, Григорий Богослов и др. полагают, что здесь идет речь об отце св. Иоанна Крестителя. За все преступления, совершенные вождями Иудейского народа книжниками и фарисеями, Господь изрекает суровый приговор Иерусалиму: "се оставляется вам дом ваш пусть", что и исполнилось спустя 36 лет, когда в 70 году по Р.Хр. Флавий с римскими полчищами подверг Иерусалим полному разорению. С глубокой скорбью говорит об этом Господь, указывая на всю любовь свою к этому жестоковыйному народу, подобную любви птицы к своим птенцам.
 "Не увидите Меня отныне... дондеже речете: благословен грядый во имя Господне" - здесь разумеется время второго пришествия Христова, когда даже неверующие, против воли своей, должны будут прославить Его Божество.

на верх

14. ЛЕПТА ВДОВИЦЫ

(Марка 12:41-44 и Луки 21:1-4)
 О "лепте вдовицы", вошедшей давно уже в поговорку, рассказывают вполне согласно только 2 Евангелиста св. Марк и св. Лука. В так называемом "дворе жен" находилась сокровищница, т.е. большая сборная кружка, в которую народ клал свои добровольные пожертвования на храм. Перед праздником Пасхи было принято особенно много жертвовать: каждый входящий в храм опускал что-либо в эту кружку, по мере своих средств и усердия. Многие богатые клали много, а бедная вдова положила 2 лепты.
 "Лепта" была самой мелкой монетой, равнявшейся 1/4 копейки; 2 лепты равнялись мелкой римской монете, называвшейся "кодрант". Кодрант равнялся 1/2 копейки и 1/4 аса, а 10 ас равнялись динарию - около 20 копеек.
 Господь сказал, что эта бедная вдова "положила больше всех", т.е. больше не по количеству положенных денег, но относительно средств ее сравнительно с другими. Прочие подавали то, в чем не имели большой нужды, не отягощая себя слишком, а она положила последнее, что у нее было, и таким образом посвятила Богу все, что имела.

на верх

15. БЕСЕДА ГОСПОДА С УЧЕНИКАМИ НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ О ЕГО ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ И КОНЧИНЕ МИРА

(Матф. 24:1-51; Марк. 13:1-37 и Луки 21:5-38)
 Выйдя из храма, Господь направился с учениками на гору Елеонскую. По дороге Он предрек разрушение храма, что и исполнилось в 70 г., когда Иерусалим был взят римлянами и превращен в развалины, а несколько позднее при имп. Траяне были уничтожены и последние следы его. Несмотря на желание самого римского военачальника Тита сохранить храм, как чудо искусства, определение Божие не могло не сбыться: от случайно брошенной одним римским воином горящей головни храм сгорел дотла.
 С горы Елеонской открывался прекрасный вид на Иерусалим и храм, и ученики наедине с Господом продолжили начатую беседу о будущности их. Ученики Христовы полагали, что Иерусалим будет стоять до скончания века, а потому и задали Господу двойной вопрос, как один: "когда сия (т.е. разрушение Иерусалима и храма)будут, и что есть знамение твоего пришествия, и кончина века? ". Отвечает Господь также, по-видимому, не разделяя эти 2 события, сообразно их возрениям. В пророческом созерцании события близкие и отдаленные представляются иногда как бы на одной картине в перспективе, как бы сливаются, особенно, если одно событие ближайшее служит прообразом другого отдаленнейшего.
 Здесь несомненно то, что разрушение Иерусалима и ужасы, которые будут сопровождать его, являются прообразом тех ужасов, которые будут иметь место при кончине мира перед Вторым Пришествием Христовым. И вместе с тем Господь дает ясно понять, что Второе Пришествие Его и кончина мира последуют очень не скоро после разрушения Иерусалима.
 Первым признаком приближения суда Божия Господь поставляет явление лжехристов. Историк И. Флавий свидетельствует, что перед падением Иерусалима действительно появилось множество лжемессий-обольстителей.
 Вторым признаком будут войны, как близкие, так и отдаленные ("слышания бранем"). Но и эти войны и природные бедствия будут только началом грядущих мучительных ужасов, которые, по своей тягости, сравниваются Господом с болезнями рождения.
 Третьим признаком Господь полагает жестокое гонение на Его учеников и последователей, о чем и повествуется в кн. Деяний и о чем свидетельствует история, как напр. гонение при Нероне и др. Одно имя "христиан" действительно было ненавистно язычникам, в результате чего явились неисчислимые сонмы мучеников за Христа.
 "Тогда соблазнятся мнози", т.е. отступят от веры во Христа и будут предавать, т.е. выдавать на смерть и мучения своих братии, чтобы спасти себя. Явятся лжепророки. Во время осады Иерусалима римлянами эти лжепророки обещали иудеям помощь с неба.
 "Претерпевый до конца, той спасется" - кто претерпит все бедствия, не изменив Христу и не поддавшись лжеучителям, тот заслужит вечное спасение.
 Четвертым признаком приближения суда Божия будет проповедь Евангелия во всем мире. Евангелие будет проповедано "во свидетельство всем языком", т.е. Христос не ранее придет, чем будет проповедано Евангелие, проповедь которого тогда станет обличительным свидетелем на суде против тех, которые, слышав ее, не уверовали.
 "Тогда приидет кончина". Ближайшим образом здесь имеется в виду гибель Иерусалима, но все эти признаки будут предуказывать и приближение кончины мира, и Страшного Суда.  Эти признаки общи для того и другого события. Так:
   1) Суд над Иерусалимом наступил, как последствие его беззаконий и оскудения в нем любви ("изсякнет любы многих" за "умножение беззакония"); точно также и кончина мира наступит, как результат умножения беззаконий в мире и оскудения любви среди людей, которые забудут, что они - братия во Христе;
   2) Как последние дни Иерусалима, так и время перед кончиной мира будет характеризоваться появлением большого количества всевозможных ложных учителей;
   3) Иерусалим пал после того, как Господь сделал все для его спасения: он был оглашен евангельской проповедью: точно также и кончина мира произойдет лишь после того, как все народы мира будут оглашены евангельской проповедью, дабы на Страшном Суде, подобно Иудеям, быть безответными.

 Далее Господь перечисляет специальные признаки, касающиеся уже собственно гибели Иерусалима.
 "Мерзость запустения", о которой предсказывал еще прор. Даниил в 9:27, - это римские войска, носившие изображения императора и орлов, которым воздавали божеские почести, идолы, внесенные ими в полуразрушенный храм. "Да бегут в горы", где много было пещер и убежищ, чтобы скрыться от римлян.
 "Иже на крове, да не сходит..." кровли домов были плоские, удобные для прогулок и для уединений: во время бедствия находящиеся на кровле должны бежать сразу наружу, не тратя времени на то, чтобы спуститься внутрь дома, дабы взять что-нибудь. Точно также и находящиеся в поле должны бежать не возвращаясь домой, "взяти риз своих", ибо в поле работали обыкновенно без верхних одежд.Историк Евсевий свидетельствует, что иерусалимские христиане, вспомнив это предупреждение Господа, действительно бежали при приближении римлян в Пеллу и другие заиорданские города и благодаря этому спаслись от всех ужасов, постигших осажденный город.
 Господь убеждает молиться о том, чтобы эти бедствия не наступили в такое время, когда нельзя далеко убежать. В субботу, по толкованию иудейских книжников, можно было отправляться в путь не дальше 2000 локтей, или около версты.
 "Будет бо тогда скорбь велия..." т.е. такие великие бедствия, что погибли бы все, если бы среди иудеев не было "избранных", т.е. уверовавших во Христа, ради которых сократятся "дние оны". Историк И. Флавий свидетельствует, что действительно "все несчастия, какия постигли народы от начала мира, были ничто сравнительно с теми, какия обрушились на иудеев". В продолжение осады Иерусалима в нем и его окрестностях погибло более миллиона людей. Множество умирало от голода, который был столь велик, что одна мать убила и съела свое собственное дитя. Громадное количество иудеев было распято на крестах и таким образом исполнилось страшное заклятие их, когда они требовали от Пилата распять Господа: "кровь Его на нас и на детях наших" (Матф. 27:25). Все эти бедствия были исполнением пророчества, изреченного еще Моисеем (Втор. 28:49-57). Осаждавший Иерусалим Тит первоначально хотел принудить иудеев к сдаче города голодом, но дела империи потребовали его скорейшего возвращения в Рим, и он решил взять город штурмом, вследствие чего и сократилось время бедствий для осажденных.
  Далее Господь вновь переходит к речи о Своем Втором Пришествии.
 "Востанут бо лжехристи и лжепророцы, и дадят знамения велия и чудеса..." - тут разумеются ложные чудеса, которыми будут вводиться в заблуждение иногда и праведники. Такие чудеса будут творить, по Ап. Павлу (2 Сол. 2:9-10) и по Апокалипсису (13 гл.), антихрист и слуги его. Явление Сына Человеческого будет подобно молнии, т.е. для всех непререкаемо очевидным. В противоположность лжемессиям, которые будут скрываться то в пустыне, то в потаенных комнатах, истинный Мессия, открывая Свой суд над миром, сделает его ощутительным и страшным повсюду, где будут духовно-мертвые грешники, подобно тому, как орлы слетаются всюду, где находятся трупы.
 "Абие по скорби дний тех"... бедствия, постигшие Иерусалим, кончатся, и люди предадутся беспечности, о которой говорится дальше (Матф. 24: 37-39). Св. Лука добавляет к этому, что "Иерусалим будет попираем языки (т.е. язычниками), дондеже скончаются времена язык", т.е. от разрушения Иерусалима до Второго Пришествия Христова должно пройти значительное количество времени, в течение которого, по учению Ап. Павла, полное число язычников войдет в Церковь Христову, станет новым, духовным Израилем (Рим. 11:25).  "Но в тыя дни, по скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего" - эти слова не указывают с такой определенностью, как 24 ст. 21 главы от Луки (о том, что Иерусалим в течение какого-то длительного промежутка времени будет попираем язычниками), на значительность промежутка времени между разрушением Иерусалима и кончиной мира, но, однако, дают понять, что после разрушения Иерусалима наступят совершенно другие дни, которые превзойдут всякое сравнение по страшным событиям, какие тогда совершатся. Греческий текст этого стиха дает основания к такому перифразу: "Не думайте, что за гибелью Иерусалима немедленно последует Мое пришествие и кончина мира. Нет: иначе. Для этого наступят другие дни. Тогда солнце померкнет и луна не даст света своего и т.д.". У св. Матфея употреблено слов "абие", но оно в Свящ. Писании обычно означает не "немедленно сейчас же, вслед за тем", а только: "внезапно", "вдруг", как это и переведено в русском тексте. Под этим древлепророческим "абие", говорит Еп. Михаил, иногда сокрываются целые века.
  "Силы небесныя подвигнутся", т.е. произойдет потрясение всего мироздания. Характерные черты этого страшного времени указывает в гл. 21: ст. 25-26 св. Лука: на земле будет уныние народов и недоумение: море возшумит и возмутится, люди будут изнывать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную.
 "Тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси" - св. Златоуст считает, что это будет знамение Креста, который явится перед приходом Самого Христа Спасителя, как впереди земного Владыки выносят его стяг. Это и будет то знамение, которое заставит неуверовавших во Христа иудеев и всех безбожников, в порыве слишком позднего и уже бесплодного раскаяния, невольно воскликнуть: "Благословен грядый во Имя Господне". И все неверующие "тогда восплачутся", увидя, как они прежде заблуждались, живя во тьме неверия. "И узрят Сына Человеческаго, грядущаго на облацех, небесных с силою и славою многою". По гласу таинственной трубы последует воскресение мертвых, и Ангелы соберут со всех концев земли всех людей. Еще Моисей созывал иудеев на собрания, приказывая трубить в серебряные трубы: этот способ созыва обратился в обычай и употреблялся иудеями во все последующее время (Лев. 25:9; Числа 10:2; Суд. 3:27), почему Спаситель и употребляет этот знакомый всем евреям образ, для обозначения некоего действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут "избранных Его от четырех ветров", т.е. со всех концов земли. Ангелы соберут, как "избранных" для вечной славы, так и "всех творящих беззаконие" (ср. 13: 41) для вечного мучения.
 "От смоковницы же научитеся притчи..." как о наступлении лета судили по ветвям смоковниц, в изобилии росших на горе Елеонской, вместе с маслинами, так и о приближении кончины мира надо судить по тем знамениям времен, которые перед тем перечислил Господь.
 "Не мимо идет род сей, дондеже вся сия будут" - "сие" противополагается здесь "тому", о чем говорится дальше в ст. 36. Разрушение Иерусалима действительно произошло еще при поколении современников Господа. Но это выражение можно относить и к кончине мира: тогда под "родом сим", как толкует св. Златоуст, можно понимать "Род ищущих Господа" (Псал. 23:6), род уверовавших во Христа, который, несмотря на все ужасы, сохранится до скончания века.
 "Небо и земля прейдут, словеса же мои не мимо идут" - это утверждение непреложности изреченного пророчества. Видя, как в точности исполнилось предречение Господа о разрушении Иерусалима, никто не может сомневаться и в том, что также точно исполнится и пророчество о Втором Пришествии Его.
 "О дни же том и часе никтоже весть", по св. Марку даже "Сын", конечно, как человек, а не как Бог. По св. Луке, люди будут жить беспечно, как во времена Ноевы перед потопом, и день Второго Пришествия Христова найдет внезапно, как свет на всех живущих по всему лицу земли (Луки 17:26-27 и Лук. 21:34-35). Это уподобление последних дней дням Ноя мы находим и у св. Матфея.
 "Тогда два будета на селе"... эти слова показывают, как быстро и решительно произойдет разделение между праведниками и грешниками, хотя бы они находились в момент Второго Пришествия Христова близко друг к другу и за одними занятиями, хотя бы даже спали на одной постели (Лук. 17:34).
 "Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет" - отсюда естественно вытекает необходимость постоянного бодрствования: Господь желает, чтобы мы не спали духовно, не были беспечны, но были бы внимательны к признакам времен и были всегда готовы к сретению Его, ведя добродетельную жизнь. По своей неожиданности и внезапности, пришествие Господне нередко сравнивается с приходом вора.
 Следующая затем притча о верном и нерадивом приставниках или рабах имеет целью еще сильнее внушить необходимость постоянного духовного бодрствования. Эта притча имеет особенно близкое отношение к духовным пастырям и гражданским начальникам, которые поэтому должны бояться нерадения в исполнении своих обязанностей, помня, что они должны будут дать отчет в своей деятельности.

на верх

16. ПРИТЧА О ДЕСЯТИ ДЕВАХ

(Матфея 25:1-13)
 В этой притче Второе Пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом невесты. Жениха, приходившего в сопровождении друзей и "сынов брачных" (Иоан. 3:29 и Матф. 9:15), встречали очень торжественно, выходили к нему навстречу со светильниками в руках, а т.к. жених мог опоздать приходом, то встречавшие должны были иметь в отдельных сосудах запасное масло, на случай, если налитое в светильники сгорит до прихода жениха.
 Употребляя этот понятный на Востоке образ, Господь сравнил ожидание Своего Второго Пришествия с ожиданием жениха, которого должны встретить 10 дев со светильниками в руках. Из них 5 были "мудрыми", т.е. предусмотрительными, которые запаслись маслом, а 5 - "юродивыми", т.е. неразумными, которые не позаботились взять с собой запасного елея, и светильники их догорели и начали угасать. Пока они ходили покупать себе елей, пришел жених, двери чертога брачного затворились, и они не были впущены женихом на брачный пир.
 Под "мудрыми девами" здесь разумеются все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела ("елей"): под "неразумными девами" здесь имеются в виду христиане более по имени, беспечные, не имеющие добродетелей. Такие не войдут на брачный пир, т.е. в Царство Небесное, ибо Господь сказал: "не всякий, говорящий мне: Господи, Господи, войдет в Царство Небесное, но только исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Матф. 7:21).
 Последние слова притчи: "Бдите убо"... опять указывают на необходимость постоянного духовного бодрствования для встречи Господа, день и час пришествия Которого сокрыт от нас.

на верх

17. О СТРАШНОМ СУДЕ

(Матфея 25:31-46)
 Полную картину последнего Страшного Суда Божия над всем человеческим родом рисует нам словами Самого Господа Иисуса Христа только один Ев. Матфей в непосредственной связи с речами Его о необходимости постоянного духовного бодрствования и готовности встретить Второе Его Пришествие. Описанию Страшного Суда предшествует притча о талантах (Матф. 25:14-30), очень сходная с разобранной уже нами притчей о 10-ти минах, которую передает св. Лука в 19:11-28. Идея этой притчи та, что каждый должен будет дать отчет Богу на Страшном Суде о том, как он использовал полученные им от Бога дарования, как благодатные так и естественные и что доброго приобрел с помощью их.
 Повествование о Страшном Суде Господь начинает с уподобления Своего Второго Пришествия торжественным выходом земных царей "во славе своей". "Сядет на престоле славы Своея" - это означает, что Господь явится, как Царь и Судия вселенной. Сопровождать Его будут "вси святии ангели", а встречать все люди, как застигнутые в живых Его пришествием, так и воскрешенные из мертвых, все, когда-либо живущие на земле. Перед пришествием Христовым будет всеобщее воскресение, причем воскреснут усопшие уже в особых преображенных телах, не "душевных", а "духовных", оставшиеся же в живых мгновенно изменятся (1 Кор. 15:25-54; Сол. 4:16-17).
 "И разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ" - овцы здесь представляют праведников, т.к. они служат образом невинности и простоты (Иоан. 10:7-14; 15:16-27; Псал. 99:3 и Псал. 73:1), а козлы - осуждаемых, т.к. они служат образом недобрых нравственных качеств (Иезек. 34: 17) и от них нет никакого плода - ни волны, ни молока, ни ягнят, что все приносят овцы. Овцы будут поставлены "одесную", т.к. правая сторона всегда считалась почетной, назначалась людям самым близким, а "козлища" - "ошуюю" - сторона менее почетна, означающая в данном случае место осуждаемых.
 "Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира" - удостоившиеся благословения Бога Отца христиане в Новом Завете часто называются наследниками обещанных благ, как истинные чада Божий, которым принадлежат блага, уготованные Богом людям (Рим. 8:17; Гал. 4: б-7; Евр. 1:14). Бог от вечности предвидел дела, а потому от вечности же и определил им соответствующее воздаяние за них: за добрые дела - Царство Небесное, а за злые - мучения.
 Как видно из этой картины Страшного Суда, Царство Небесное праведники наследуют за дела любви и милосердия к ближним. О вере здесь не упоминается, ибо она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры (Иоан. 13:35; 1 Кор. 13:1). Равно и молитва и все прочие подвиги веры не упоминаются, потому, что без них невозможна истинная любовь к ближним и искренние, нелицемерные дела милосердия. Говорится только о делах милосердия, потому, что они доказывают истинную веру и благочестие христианина (см. Иак. 2:14-26; 1 Иоан. 4:20- 21; 1 Иоан. 3:15-18). Ответ праведников свидетельствует об их смирении и сознании своего недостоинства. Таков закон нравственного самосовершенствования: чем более человек нравственно усовершается, тем более сознает он ничтожность своих совершенств.
 Своих последователей Господь называет "братиями Своими", как близких, как сродных Ему по духу, по расположениям, по страданиям; "меньшими" называет их потому, что они уничижены, что они - нищи, отвержены.
 "Идите от Мене проклятии" - проклятые значит - лишенные даров благословения. Они осуждаются на "огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его" - огонь здесь изображает высшую степень мучения, т.к. казнь через сожжение огнем есть самая жестокая казнь.
 Этот образ заимствован от огня долины Енномовой к юго-западу от Иерусалима, где совершались во время уклонения евреев в идолопоклонство жертвоприношения Молоху и куда потом свозились нечистоты и трупы казненных и где для очищения этого места постоянно горел огонь, почему это место и получило прозвание долины огненной и стал служить образом вечного мучения грешников. Эти вечные мучения назначены собственно для возмутившихся против Бога злых духов, но поскольку грешники делаются соучастниками этого зла, которое сеет диавол и ангелы его, они осуждаются на те же мучения.
 "И идут сии в муку вечную" - мучения грешников, вопреки некоторым лжеучителям, не будут иметь конца, ибо они сами добровольно отвергли любовь Божию. Эти мучения, как многие полагают, будут состоять в страшных, но уже бесплодных терзаниях совести. Некоторое подобие их испытывается уже в земной жизни: таково, напр., состояние безысходной тоски. Столь же вечным и нескончаемым будет блаженство праведников, предначатие коего бывает еще здесь.

на верх

ВЕЛИКАЯ СРЕДА
18. СОВЕЩАНИЕ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ И СТАРЕЙШИН ОБ УБИЕНИИ ХРИСТОВОМ. ПОМАЗАНИЕ ГОСПОДА ЖЕНОЙ-ГРЕШНИЦЕЙ В ДОМЕ СИМОНА ПРОКАЖЕННОГО И ПРЕДАТЕЛЬСТВО ИУДЫ

(Матф. 26:1-16; Марка 14:1-11; Луки 22:1-6)
 Закончив все вышеприведенные речи ученикам Своим, Господь предрек скорое наступление часа Своих крестных страданий в словах, приводимых только одним Еванг. Матфеем: "весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие".
 Праздник Пасхи начинался 14 Нисана вечером и в тот год приходился на пятницу (см. Иоан. 19:14): отсюда можно заключить, что слова эти были произнесены во вторник вечером или в среду.
 ПАСХА была самым главным и торжественным праздником у евреев. Праздновалась она в память чудесного избавления от еврейского "пейсах", что значит: "прохождение", "пощада" в память того момента, когда Ангел, погублявший египетских первенцев, видя кровь закланного агнца на дверных косяках и перекладинах еврейских домов, проходил мимо и таким образом щадил первенцев еврейских (Исх. гл. 12). В соединении с праздником опресноков, который начинался на второй день Пасхи, Пасха праздновалась 8 дней - с вечера 14-го по 21-е число месяца Нисана, соответствующего концу нашего марта месяца и началу апреля. В 10-й день Нисана отцы семейств должны были избрать по агнцу однолетнему, без порока, который и закалался в 14-й день, во дворе святилища, по надлежащем приготовлении, а затем испекался. В память первоначального окропления кровью его косяков и порогов, впоследствии при праздновании Пасхи кровью закланного агнца кропили жертвенник, почему агнец и закалался при скинии, а потом при храме. Приготовленного агнца ели всего сполна, не оставляя ни костей, ни жил и т.п. с пресным хлебом и горькими травами. Это вкушение начиналось тотчас по захождении солнца вечером 14 Нисана. Прежде всего приступали к чаше, наполненной вином, разбавленным водой: воздав хвалу Богу, глава семейства пил из нее, а за ним по очереди все присутствующие: это называлось "первая чаша".
 После сего умывали руки, благодаря Бога. Затем начинали понемногу вкушать агнца пасхального, с пресным хлебом, горькими травами и родом густого соуса из фиников, смокв, винограда и уксуса, произнося славословие, после чего блюда уносились и снова поставлялась чаша с вином и водой. Блюда уносились, чтобы возбудить любопытство детей и на расспросы их рассказать историю праздника (Исх. 12:26-27). Глава семейства рассказывал историю еврейского рабства в Египте, избавление от него и установления в память этого праздника Пасхи. Когда снова вносились блюда, он произносил: "это - Пасха, которую мы вкушаем в память того, что Господь пощадил домы наши в Египте"; возвышая пресные хлебы и горькие травы, он объяснял, что первые напоминают поспешность бегства евреев из Египта, а последние - горечь египетского рабства. Засим пели первую часть так называемой аллилуйи, именно псалмы 110-114, произносили краткую молитву и снова пили вино из чаши, что называлось "вторая чаша".
 Затем опять умывали руки и снова вкушали агнца, травы и хлеб: от агнца ничего не должно было оставаться до следующего дня. Опять умывали руки и пили третью чашу, называвшуюся "чашей благословения", т.к. испивая ее, глава семейства в особенной молитве благословлял Бога за Его особенную благодать.
 В заключение испивали четвертую чашу, называемую "галлел", т.к. вслед за ней воспевали вторую часть аллилуйи, т.е. псалмы 115-118. Эта пасхальная вечеря, по общему убеждению литургистов, легла в основу чина нашей христианской Евхаристии - таинства Причащения.

 Слова: "Предан будет на пропятие" указывают на Божественную прозорливость Господа. Он знал день Своей смерти, хотя сами враги Его говорили: "но не в праздник, да не молва будет в людех".
 Все 3 синоптика передают потом о совещании, какое было у первосвященников и старейшин иудейских о погублении Иисуса. Боясь возмущения народа, который мог вступиться за Господа, они решили взять Его хитростью, тихонько от народа и по миновании праздника. Найдя предателя, они, одержимые неистовой злобой, не стали ждать окончания праздника.
 Св. Матфей говорит, что это совещание было в доме первосвященника, глаголемаго Каиафы, именно во дворе. Дворы на Востоке, находившиеся внутри здания, нередко служили местами собраний. Собственное имя Каиафы было Иосиф, а Каиафа было прозвище или фамилия. Он был зятем прежнего, смененного римским проконсулом первосвященника Анны, или Анана.
 Далее первые 2 Евангелиста св. Матфей и св. Марк повествуют о помазании Господа миром некоей женой в дому Симона прокаженного. Это помазание церковное предание отличает от того помазания, которое было совершено Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, за 6 дней до Пасхи и еще до входа Господа в Иерусалим. Этот Симон прокаженный называется так потому, что, по-видимому, был исцелен Господом от проказы.
 По церковному же преданию, запечатленному очень умилительно в богослужебном последовании Великой Среды, жена, приступившая ко Господу с тем, чтобы помазать его драгоценным миром, была кающейся грешницей. Она принесла миро в алавастровом сосуде. Миро представляло собой благовонную жидкость из масл и пахучих веществ, обыкновенно - из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветов. Алавастр это род мрамора, замечательного своей легкостью, прозрачностью и красотой. Из него приготовлялись разные вазы, урны, курильницы и сосуды для хранения ароматических веществ. Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5; 132:2; Еккл. 9:8 и др.), а в знак выражения особого почтения кому-либо - ноги.
 "Ученицы Его негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия бысть?" - не зная мыслей и чувств глубочайшего благоговения жены-грешницы, ученики осудили ее поступок, зная, что Учитель их не терпел роскоши и выше всего ставил дела милосердия и благотворения. Но они в этом случае ошиблись. Господь оправдал ее поступок, как происходивший от теплой веры и сердечного сокрушения.
 "Нищих всегда имеете с собой", и, след., всегда можете творить им добро: "Мене же не всегда имате" - это прикровенное указание на близость Своей смерти. Кроме того, этому действию Господь дает и еще особое символическое значение: "возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори" - ибо в древности был обычай умащать тела мертвых благовониями. В награду за ее поступок Господь предрек ей всегдашнюю память об ее поступке между христианами, что мы и видим, ибо повествование об этом не только записано в Евангелии, но включено и в наше богослужение: в последовании Великой Среды Церковь прославляет поступок этой жены, проводя как бы параллель по контрасту между ним и предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после этого.
 "Тогда шед един от обоюнадесяте, глаголемый Иуда Искариотский, ко архиереом, рече: что ми хощете дати, и аз вам предам Его?" - "Тогда": этим словом выражается не столько последовательность событий, сколько их внутренняя логическая связь. Иуда ожидал от Господа Иисуса Христа земных благ, мирского богатства и владычества: его корыстолюбие теряло терпение, видя полную нестяжательность Учителя: он начал сам вознаграждать себя из ковчежца, тайно присваивая себе вметаемые в него пожертвования, по свидетельству Евангелиста Иоанна (Иоан. 12:6). Случай в доме Симона прокаженного окончательно дал ему понять, что он напрасно ждет обогащения от Учителя добровольной нищеты и самоуничижения. Досада на Господа, обманувшего, как ему казалось, его надежды, и желание использовать хоть какой-нибудь случай к наживе, сделали его предателем. Уже зная о решении синедриона схватить Господа, он сам пошел к первосвященникам, чтобы предложить им за деньги свои услуги - предать им Господа без народа, в уединенном месте.
 "Что ми хощете дати?..." - эти слова указывают на его досаду и злобу против своего Учителя, которого он решил во всяком случае предать, не споря о цене. Поэтому ему и назначают в общем совсем ничтожную сумму - цену беглого раба - "тридесять сребреник", т.е. 30 серебрянных, так называемых "священных сиклей", в каждом из которых было всего по 80 копеек приблизительно, а всего, следовательно, около 24 рублей серебром. Такую цену положили, по-видимому, чтобы показать все свое презрение к Господу Иисусу Христу, и в расчете на скупость и сребролюбие предателя, который не станет торговаться. И Иуда действительно оказался сговорчивым, не требовал большего, и "оттоле искаше удобна времене, да Его предаст", удобного случая, т.е. такого, когда можно будет схватить Иисуса наедине, без обычно окружавшего Его народа. Назначением такой цены исполнилось пророчество Захарии в 11:12-13 о 30 сребренниках, коими неблагодарный народ оценил отеческое попечение о нем Иеговы.

на верх

  <-- назад :cодержание: вперед-->
© 2007-2008   Вадим-C ®   Все права защищены    написать письмо
Используются технологии uCoz