Благовест :: книга "Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета" :: Четвероевангелие :: Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа
главная благовест г.Макеевка о городе символика фото города мнения всяко-разно ссылки контакты   назад :cодержание: вперед

ВТОРАЯ ПАСХА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

   11. Посольство от Иоанна Предтечи к Господу Иисусу Христу и свидетельство Господа об Иоанне
   12. Обличение нечестивых городов, прославление Бога за открытие истины младенцам и призыв к себе труждающихся и обремененных
   13. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея
   14. Исцеление бесноватого и обличение фарисеев за хулу на Духа Святаго
   15. Ответ Господа искавшим от него знамения
   16. Женщина прославляет Матерь Христову и Христос отвечает ей. Духовное родство с Господом
   17. Учение Господа Иисуса Христа о Царствии Божием в притчах:
          Притча о сеятеле
          Притча о плевелах
          Притча о невидимо растущем семени
          Притча о зерне горчичном
          Притча о закваске
          Притча о сокровище, скрытом в поле
          Притча о драгоценной жемчужине
          Притча о неводе, закинутом в море
   18. Ответы Господа колеблющимся следовать за ним
   19. Укрощение бури на море
   20. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской


11. ПОСОЛЬСТВО ОТ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ К ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ И СВИДЕТЕЛЬСТВО ГОСПОДА ОБ ИОАННЕ

(Матфея 11:2-19 и Луки 7:18-35)
 Св. Иоанн Креститель не мог сомневаться в Божественном достоинстве Господа Иисуса Христа (см. Иоан.1:32-34). Тем не менее, он посылает 2-х учеников своих, находясь уже в темнице, ко Иисусу Христу с вопросом: "Ты ли еси грядый или иного чаем?" Ответ на этот вопрос нужен был не Иоанну Крестителю, а ученикам его, которые, слышав многое о чудесах Господа, недоумевали, почему же Он не провозглашает Себя открыто Мессиею, если Он действительно Мессия. Но Господь не дает на этот вопрос прямого ответа, ибо с именем Мессии у евреев были связаны надежды на земную славу и величие. Только тот, в ком душа была очищена от всего земного учением Христовым, мог и достоин был слышать и знать, что Иисус воистину есть Мессия-Христос.
 Поэтому, вместо ответа, Он, как бы ссылаясь на пророчество Исайи (35:2-6), обращает их внимание на совершаемые Им чудеса, как на доказательство Своего Божественного посланничества и прибавляет: "Блажен, кто не соблазнится о Мне", т.е. не усумнится в том, что Я - Мессия, видя Мой уничиженный вид. Дабы кто-либо не подумал, что сам Иоанн сомневался о Иисусе, Господь, по отшествии учеников его, стал говорить народу о высоком достоинстве и служении Иоанна, как величайшего из всех пророков "Мний же во Царствии Небеснем болий его есть" - слова, указывающие на превосходство христианства над высочайшей ветхозаветной праведностью. "От дней Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша". Здесь "закону и пророкам", т.е. ветхозаветной Церкви, противопоставляется Церковь Христова новозаветная. С Иоанном, стоявшим на рубеже 2-х заветов, закончился имевший лишь временное предуготовительное значение Ветхий Завет, и открылось Царство Христово, куда входят все, употребляющие для этого усилие.
 Основываясь на пророчестве Малахии 4:5, относящемся несомненно ко второму пришествию Христову, евреи ждали перед приходом Мессии пророка Илию. Но про Иоанна Малахия пророчествовал лишь как про Ангела, который приготовит путь Господу (3:1). Ангел же, предрекший Захарии рождение Иоанна, сказал, что он "идет пред Господом духом и силою Илииною", но не будет самим Илиею. Сам Иоанн на вопрос иудеев: "Илия ли еси ты?" отвечал: "Несмь".
 Смысл слов Христовых: "И аще хощете прияти, той есть Илия хотяй прийти" таков: "если вы понимаете буквально пророчество Малахии о пришествии Илии перед пришествием Мессии, то знайте, что тот, кому должно придти перед Мессией, уже пришел: это - Иоанн. Отнеситесь с особым вниманием к этому моему свидетельству об Иоанне: "Имеяй уши слышати, да слышит".
 "Кому уподоблю род сей", т.е. книжников и фарисеев? Они подобны капризным своенравным детям, которым никак не могут угодить их товарищи. Фарисеям и книжникам, ждавшим Мессию, как великого Царя-Завоевателя, не мог угодить призывавший их к печали и сокрушению о своих грехах великий постник Иоанн; но не мог им угодить и Иисус Христос, Который в противоположность Иоанну, чтобы спасти грешников, не отказывался разделять с ними трапезу.
 "И оправдися премудрость от чад своих". Эти слова так объясняет бл. Феофилакт: "Когда уже, говорит Христос, ни Иоаннова, ни Моя жизнь не нравится вам, и вы отвергаете все пути спасения, то Я - Премудрость Божия - оказываюсь правым не пред фарисеями, а пред чадами Своим. Эти "чада премудрости" - простой иудейский народ, кающиеся мытари и грешницы, уверовавшие во Христа и всем сердцем принявшие Его Божественное учение: они "оправдали" Бога и премудрость Его, т.е. показали на себе, что Господь верно и премудро устроил спасение людей. Им открылась премудрость Божия, недоступная гордым фарисеям.

на верх

12. ОБЛИЧЕНИЕ НЕЧЕСТИВЫХ ГОРОДОВ, ПРОСЛАВЛЕНИЕ БОГА ЗА ОТКРЫТИЕ ИСТИНЫ МЛАДЕНЦАМ И ПРИЗЫВ К СЕБЕ ТРУЖДАЮЩИХСЯ И ОБРЕМЕНЕННЫХ

(Матф. 11:20-30 и Луки 10:13-16 и 21-22)
 С сердечной скорбью изрекает Христос "горе" городам Хоразину, находившемуся на север от Капернаума, и Вифсаиде, находившейся на юг от него, за то, что они не покаялись, хотя много видели чудес Христовых. Господь сравнивает эти города с языческими городами Тиром и Сидоном в соседней Финикии и говорит, что положение последних будет на Страшном Суде лучше положения евреев, которым предоставлена была возможность спастись, но они не захотели покаяться, как покаялась в свое время во вретище (грубой власянице, причиняющей боль телу) и пепле (посыпав пеплом главу и севши на пепел в знак глубокого сокрушения) Ниневия, в результате проповеди Ионы.
 Предрекает Господь гибель и Капернауму за его крайнюю степень превозношения, вследствие внешнего благосостояния. Он сравнивает его по нечестию с городами Содомом и Гоморрою, которые были наказаны Богом чрез истребление их серным дождем и огнем. Все эти города действительно скоро постигла кара Божия: они были совершенно разрушены римлянами в ту нее войну, когда был разрушен и Иерусалим.
 Гордые своею мнимою мудростью и знанием Св. Писания книжники и фарисеи не поняли Господа Иисуса Христа и Его учение. Оно, по их духовной слепоте, оказалось сокрытым от них, и вот Господь славит Своего Отца небесного, что истина Его учения, сокрытая от этих "мудрых и разумных", оказалась открытой "младенцам" - людям простым и бесхитростным, каковы были Апостолы и Его ближайшие ученики и последователи, не умом, но сердцем, почувствовавшие, что Иисус есть подлинно Мессия-Христос.
 "Вся Мне предана суть Отцем Моим" - все отдано под власть Мою, и мир телесный, видимый, и мир духовный, невидимый, отдано не как Сыну Божию, Которому всегда была свойственна такая власть, но как Богочеловеку и Спасителю людей, чтобы все Им могло быть обращено ко спасению человечества.
 "И никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец, и кто есть Отец, токмо Сын, и емуже аще хощет Сын открыта" - все величие и благость Сына никто из людей не в состоянии постигнуть, так же, как величия и благости Отца. Только Сын в Себе Самом открывает Отца для тех, кто приходит к Нему. А Он всех призывает к Себе: "Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии", т.е. изнемогающие от суетного и бесплодного труда под гнетом греховных страстей, проистекающих от гордости и самолюбия, "и Аз упокою вы", дам вам мир от страстей.
 "Возьмите иго Мое на себе", иго евангельского закона, научитесь от Христа кротости и смирению, и найдете мир для души. Это иго евангельского закона, по сравнению с игом страстей, "благое" и "легкое", ибо Господь Сам дает силы для его несения в виде благодати Св. Духа и Собственным примером воодушевляет нас на несение этого ига.

на верх

13. ПРОЩЕНИЕ ГРЕШНИЦЫ В ДОМЕ СИМОНА-ФАРИСЕЯ

(Луки 7:36-50)
 Некий фарисей, по имени Симон, видимо, питавший любовь к Господу, но не имевший твердой веры в Него, пригласил Господа к себе на трапезу, может быть, для того, чтобы войдя с Ним в более близкое общение, вникнуть в Его речи и действия. Неожиданно вошедшая жена - известная в городе, как грешница, смиренно ставши позади Господа, наклонилась к ногам Его и, видя, что они еще не омыты от дорожной пыли, источила на них целые потоки слез, омывая их таким образом, вместо воды, своими слезами и отирая их затем своими волосами. Затем, лобызая ноги Его, она стала мазать их принесенным ею драгоценным миром. По понятиям фарисейским, прикосновение грешницы оскверняло человека, а потому фарисей, нисколько не тронувшись нравственным переворотом, который очевидно совершился в душе этой блудницы, только осуждал Господа за принятие этих лобзаний, думая про себя, что Он - не пророк, ибо, если бы был пророком, то был бы и прозорливцем, а тогда знал бы, "кто и какова жена прикасается Ему" и отверг бы ее.
 Отвечая на тайные мысли фарисея, Господь в обличение его сказал ему притчу о 2-х должниках, из которых один должен был заимодавцу 500 динариев (около 125 руб.), а другой - 50. Т.к. они не имели, чем заплатить, то заимодавец простил им обоим. Легко было ответить на вопрос Господа, который из них более возлюбит его: "Которому более простили".
 Подтвердив правильность ответа, Господь присовокупил: "А ему же мало оставляется, меньше любит". Эти последние слова, судя по контексту речи, были направлены против Симона, бедного любовью ко Христу и скудного в делах любви. Из этой притчи Симон должен был понять, что Господь ставит эту покаявшуюся жену-грешницу в нравственном отношении выше его, ибо она показала более любви к Господу, чем Симон, и за эту любовь ее "отпущаются греси ея мнози".
 "А емуже мало оставляется, меньше любит" - прикровенное указание на самого Симона, для его вразумления, что, т.к. он не оказал обычных знаков приязни и любви ко Христу (омовение ног и лобзание), хотя и принял его в дом, то ему меньше прощается, хотя все же прощается за некоторое расположение его ко Господу. Возлежавшие с Симоном гости, вероятно, тоже фарисеи, однако, не вразумились и с ропотом отнеслись к изреченному Господом прощению грехов жене, почему Он и отослал ее, сказав: "Иди в мире".

на верх

14. ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО И ОБЛИЧЕНИЕ ФАРИСЕЕВ ЗА ХУЛУ НА ДУХА СВЯТАГО

(Матф. 12:22-37; Марка:3:20-30 и Луки 11:14-23)
 Господь исцеляет бесноватого, в котором обитание нечистого духа сопровождалось слепотой и немотой, и весь народ дивился этому чуду. Фарисеи, желая предотвратить в народе толки об Иисусе, как о Христе, стали говорить, что Он изгоняет бесов силою Веельзевула, князя бесовского, говорили, что Он имеет в Себе духа нечистого (Марк. 3:30) и даже Самого Его называли Веельзевулом (Матф.10:25). На это Господь ответил возражением, имеющим такой смысл: "можно ли думать, чтобы сатана сам стал разрушать свое царство?" В связи с этим находится мысль: "Иже несть со Мною, на Мя есть" - в Царстве Христовом, кто не со Христом, тот уже враждебен Ему, ибо он вносит разделение в едином Царстве под единой властью, где не должно быть место разделению.
 Другое дело, когда человек находится еще вне Царства Христова, еще не призывался в него: лишь бы он только не был против Христа, заодно с враждебным Христу миром: такой отчасти уже Христов и вскоре сделается за одно с Христом чрез вступление в Его Царство. На этом примере Своего Царства, Господь уясняет, что и в царстве диавола должно существовать единство власти и действия, почему сатана и не может действовать против сатаны. "Сынове ваши о ком изгонят?" здесь можно понимать и Апостолов, получивших от Господа власть в заклинаниях злых духов, и того человека, о котором Апостолы говорили Христу, что он изгоняет бесов именем Христа, но со Христом не ходит (Марк. 9:38 и Лук. 9:49).
 "Тип вам будут судии", т.е. на страшном суде изобличат вас в злонамеренном извращении истины.
 "Аще ли лее Аз о Дусе Божий изгоню бесы, убо постиже на вас Царствие Божие", т.е. пришло к вам Царство Божие на место царства сатаны, который потому и бежит из мира, гонимый Христом. Изгоняя отдельных бесов, Господь доказывает тем, что Он "связал" самого "сильнаго", т.е. сатану. "Кто не со Мной в этой Моей борьбе с сатаной за собирание всех людей в Царствие Божие, тот против Меня", ибо кто из знающих и слышащих учение Христово не становится на сторону Его, тот уже враг Его; тем более враг, кто противодействует Ему.
 Вывод из всего этого: "Всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула, не отпустится человеком". Милосердие Божие бесконечно, и нет греха, который побеждал бы его. Но кто упорно отвергает самое это милосердие, кто упорно противится самой спасающей благодати Божией, для того нет милосердия, грех такого остается непрощенным, и такой человек погибает. Это намеренное противление спасающей благодати Божией, которая есть благодать Святаго Духа, Господь назвал хулой против Святаго Духа.
 Противление ей фарисеев ясно выразилось в том, что дела всемогущества Божия они осмелились назвать делами диавола. Почему этот грех не простится ни в сей век ни в будущий? Потому что, если человек отвергнет очевидные действия спасающей благодати Св. Духа, то неоткуда взяться у него и покаянию, без которого нет спасения: он не может покаяться. Кто похулит Христа, видя Его уничижение, тому это простится, ибо это грех заблуждения, легко омываемый покаянием; не таково упрямое противление очевидным действиям спасающей силы Божией, которое было у фарисеев и которое далеко отстояло от покаяния.
 Клевету фарисеев на Свои дела Господь объясняет их злым сердцем, "Ибо от избытка сердца говорят уста" и грозит им, что за всякое слово праздное они должны будут ответить в день Страшного Суда, ибо лживые и нечестивые слова указывают на наличие злого сердца.

на верх

15. ОТВЕТ ГОСПОДА ИСКАВШИМ ОТ НЕГО ЗНАМЕНИЯ

(Мф. 12:38-45; Лк. 11:29-32; 24-26)
 Иудеев соблазняло во Иисусе Христе Его уничижение, и они потребовали от Него такого знамения, которое ясно обнаруживало бы Его Божественное достоинство, как Мессии. Они не довольствовались чудесами, которые творил Христос по любви Своей к страждущим людям, по мольбе отдельных лиц; они желали видеть особое "знамение с неба" (Матф. 16:1). Они лицемерно, как враги, просят от Него знамения, а потому Он называет их "родом лукавым", а "прелюбодейным" называет их в смысле их неверности Богу, на которую указывали еще пророки, представляя идолослужение иудеев под образом измены Богу, как бы супружеской, - прелюбодеяния. (См. Ис. 57:3, Иезек. 16:15, 23-27). Господь говорит, что такого чуда им дано не будет и указывает только на величайшее знамение в прошедшем, прообразовавшее великое чудо, которое имеет совершиться на Нем в будущем, именно: чудо сохранения пророка Ионы во чреве морской рыбы в продолжение трех суток, прообразовавшее чудо Воскресения Христова, после трехдневной телесной смерти. Христос был во гробе собственно 1 день и 2 ночи, но на Востоке при исчислении времени всегда было принято считать часть дня или ночи за целый день или ночь (примеры этому в Библии:1 Цар. 30:12, Быт. 42:17-18, 2 Пар. 10: .5-12 и др.).
 "Ниневитяне" - жители города Ниневии, столицы Ассирийского царства на берегу р. Тигра, к северу от Вавилона, покаявшиеся в результате проповеди пророка Ионы, осудят евреев на страшном суде за то, что евреи не вняли проповеди своего Мессии и не захотели покаяться в своем упорстве. Царица Савская, приходившая к Соломону (3 Цар. 10) из Аравии, также осудит евреев, ибо она приходила издалека, чтобы послушать мудрость Соломона, а иудеи не хотели слушать Самую Воплотившуюся Премудрость Божию, Которая "больше Соломона".
 Далее Господь показывает иудеям наглядной притчей о нечистом духе, вышедшем из человека, а затем вновь возвратившемся с семью другими, злейшими себя, что хотя бы Он и заставил их уверовать в Себя каким-нибудь поразительным чудом, но нравственная испорченность их настолько, сильна, что по прошествии некоторого времени их неверие возникло бы с еще большей силой и упорством, и они сделались бы еще хуже. Неверие и испорченность в них, как злой дух в бесноватом. Если человек остается нерадивым, праздным и невнимательным к себе, то злой дух и страсти, однажды изгнанные из него, возвращаются к нему с большей силой.

на верх

16. ЖЕНЩИНА ПРОСЛАВЛЯЕТ МАТЕРЬ ХРИСТОВУ И ХРИСТОС ОТВЕЧАЕТ ЕЙ

(Луки 11:27-28)
ДУХОВНОЕ РОДСТВО С ГОСПОДОМ
   (Матф. 12:46-50; Марка 3:31-35: Луки 8:19-21)
 Беседа Господа так поразила одну женщину, по преданию Маркелу, прислужницу Марфы (Лук. 10:38, почему этот евангельский отрывок на праздники Богородицы всегда присоединяется к Евангелию о посещении Господом Марфы и Марии и читается, как одно Евангелие), что она не могла удержать своего восторга и всенародно прославила Господа и Его Пречистую Матерь, Которая вместе с названными братиями Его находилась тут же, только вне дома (см. Матф. 12:46).
 "Блаженно чрево" и т.д., т.е. блаженна та, Которая родила и воспитала такого великого Учителя. Здесь мы видим начало прославления Богоматери, в исполнение Ее собственного предречения: "отныне ублажат Мя вси роди". На это Христос ответил, что блаженны и все слышащие Слово Божие и соблюдающие его. Св. Матфей указывает, что именно в это самое время Матерь Господа и мнимые братия Его стояли вне дома и послали сказать о них Господу, не будучи в состоянии протолпиться к Нему из-за множества окружавших Его. Господь всегда питал нежное чувство к Своей Матери, и, даже вися уже на кресте, поручил Ее заботам Своего возлюбленного ученика. Но тут, когда во время произносимого Им поучения к народу, Его хотели оторвать от этого, Он показал всем, что исполнение воли Отца Небесного для Него выше родственных чувств: "Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь".  Упоминаемые здесь "братия Иисуса" в некоторых местах Евангелия называются по именам, а именно: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Матф. 13:54-56), причем из сопоставления повествования всех четырех Евангелий о женщинах, стоявших на Голгофе при кресте Иисусовом и затем шедших ко гробу в день Воскресения Христова, ясно, что матерью этих "братьев Иисуса" была Мария Клеопова, которую Ев. Иоанн называет "сестрой Матери Его" (Иоан. 19:25).
 По-видимому, Мария Клеопова была двоюродной сестрой Матери Господа, т.к. Она была единственной дочерью Своих родителей Иоакима и Анны. По преданию, эта Мария была женой Клеопы, который и был отцом "братии Иисуса".
 По другому преданию, эти "братия Иисуса" были детьми Иосифа-обручника от его первого брака, а, очень возможно, что приводит в полную согласованность оба эти предания, "братия Иисуса" были детьми Иосифа и жены умершего бездетным (по закону ужичества) брата его или близкого родственника Клеопы - Марии Клеоповой. Во всяком случае, "братиями" у евреев назывались не только родные братия, но и двоюродные, и троюродные, и вообще близкие родственники.

на верх

17. УЧЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ В ПРИТЧАХ:

Притча о сеятеле

(Матф. 13:1-23; Марка 4:1-20; Луки 8:4-15)
 Слово "притча" представляет собой перевод греческих слов: "параволи" и "паримиа". "Паримиа" - в точном смысле означает краткое изречение, выражающее правило жизни (таковы, напр. "Притчи Соломоновы"); "параволи" есть целый рассказ, имеющий прикровенный смысл и в образах, взятых из повседневного быта людей, выражающий высшие духовные истины. Евангельская притча собственно есть "параволи". Притчи, изложенные в 13 главе Ев. от МатФея и в параллельных местах у двух других синоптиков Марка и Луки, были произнесены При стечении столь многочисленного народа, что Господь Иисус Христос, желая устраниться от теснившей Его толпы, вошел в лодку и из лодки говорил к народу, стоявшему на берегу Геннисаретского озера (моря).
 Как поясняет св. Златоуст, "Господь говорил притчами для того, чтобы сделать слово Свое более выразительным, глубже напечатлеть его в памяти и самые дела представить глазам". "Притчи Господа - это иносказательные поучения, образы и примеры для коих заимствовались из обыденной жизни народа и из окружавшей его природы. В Своей притче о Сеятеле, под Которым Он разумел Самого Себя, под семенем проповедуемое Им Слово Божие, а под почвой, на которую падает семя, сердца слушателей, Господь живо напомнил им их родные поля, через которые проходит дорога, местами заросшие колючим кустарником - тернием, местами же каменистые, покрытые лишь тонким слоем земли. Сеяние - прекрасный образ проповедания Слова Божия, которое, падая на сердце, смотря по состоянию оного, остается бесплодным или приносит плод больший или меньший.
 На вопрос учеников: "Почто притчами глаголеши им?" Господь отвечал: "Вам дано есть разумети тайны Царствия Небеснаго, онем же не дано есть". Ученикам Господа, как будущим провозвестникам Евангелия, через особое благодатное просвещение ума их, дано было знание Божественных истин, хотя и не в полном совершенстве до сошествия Св. Духа, а все остальные не были способны к принятию и пониманию этих истин, причиной чего было их нравственное огрубление и ложные представления о Мессии я Его царстве, распространяемые книжниками и фарисеями, о чем пророчествовал еще Исайя (6:9-10). Если показать таким нравственно испорченным, духовно-огрубевшим людям истину, как она есть, не облекая ее никакими покровами, то они и, видя, не увидят ее и, слыша, не услышат ее. Только облеченная в приточный покров, соединенная с представлениями о предметах хорошо знакомых, истина становится доступной восприятию и пониманию: ненасильственно, сама собой загрубелая мысль возносилась от видимого к невидимому, от внешней стороны к высшему духовному смыслу.
 "Кто имеет, тому дано будет, и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" - присловие неоднократно повторяемое Господом в разных местах Евангелия (Матф. 25:29; Луки 19:26). Смысл его тот, что богатый при усердии более и более богатеет, а бедный при лености и последнее теряет.
 В духовном смысле это значит: вы, Апостолы, с дарованным вам уже познанием тайн Царствия Божия, можете проникать все глубже и глубже в тайны, понимать их все совершеннее; народ потерял бы и то скудное знание сих тайн, какое еще осталось у него, если бы при откровении сих тайн не дать ему в помощь приточной речи, более для него пригодной.
 Св. Златоуст разъясняет это так: "Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все; а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что, как ему кажется, он имеет".
 У кого ум так омрачен, а сердце огрубело во грехе, что он не понимает Слова Божия, у того оно ложится так сказать на поверхности ума и сердца, не пустив корней внутрь, как семя на дороге, открытое для всех проходящих, и лукавый -сатана или демон - легко его похищает делает бесплодным слышание; каменистую почву представляют собой те люди, которые увлекаются проповедью Евангелия, как приятной новостью, иногда даже искренно и чистосердечно, находят удовольствие в слушании его, но сердце их холодно, неподвижно, твердо как камень: они не в силах, ради требований евангельского учения, изменить свой привычный образ жизни, отстать от своих излюбленных, вошедших в привычку грехов, вести борьбу с искушениями, претерпевать за истину евангельскую какие-либо скорби и лишения - в борьбе с искушениями они соблазняются, падают духом и изменяют своей вере и Евангелию; под тернистой почвой разумеются сердца людей, опутанных страстями - пристрастиями к богатству, к наслаждениям, вообще ко благам мира сего; под доброй землей разумеются люди с добрыми чистыми сердцами, которые, услышав Слово Божие, твердо решились сделать его руководством всей своей жизни и творить плоды добродетели". "Виды добродетелей различны, различны и преуспевающие в духовной мудрости" (Блаж. Феофилакт).

на верх

Притча о плевелах

(Матфея 13:24-30 и 13:36-43)
 "Царство Небесное", т.е. земная церковь, основанная небесным Учредителем и приводящая людей к небу, "подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем".
 "Спящим же человеком", т.е. ночью, когда дела могут быть невидимы никем - здесь указывается на хитрость врага - "прииде враг его и всея плевелы", т.е. сорные травы, которые, пока малы, всходами своими очень похожи на пшеницу, а когда вырастут и начинают уже отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы.
 Учение Христово сеется по всему миру, но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут поэтому вместе с достойными сынами Отца небесного (пшеницею) и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит их, оставляя их до "жатвы", т.е. до Страшного Суда, когда жители, т.е. Ангелы Божий, соберут плевелы, т.е. всех делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную, на вечные адские муки; пшеницу же, т.е. праведников, Господь повелит собрать в житницу Свою, т.е. в Царствие Свое небесное, где праведники воссияют, как солнце.

на верх

Притча о невидимо растущем семени

(Марка 4:26-29)
 Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией.

на верх

Притча о зерне горчичном

(Мф. 13:31-32; Мр.4:30-32; Луки 13:18-19)
 На Востоке горчичное растение достигает величины громадных размеров, хотя зерно его чрезвычайно мало, так что у евреев того времени была далее поговорка: "мал, как горчичное семячко". Смысл притчи тот, что, хотя начало Царства Божия по-видимому мало и неславно, Но сила, в нем сокрытая, побеждает все препятствия и преобразует его в царство великое и всемирное.
 "Сею притчею", говорит св. Златоуст "Господь хотел показать образ распространения проповеди евангельской. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, впрочем как сила в них сокровенная была велика, то она (проповедь) распространилась на всю вселенную".
 Церковь Христова, в начале малая, для мира неприметная, распространилась на земле так, что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под сенью ее. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией, в начале едва приметное, все более и более охватывает душу, которая и делается потом вместилищем разнообразных добродетелей.

на верх

Притча о закваске

(Мф. 13:33-35; Мр. 4:33-34; Лк. 13:20-21)
 Точно такой же смысл имеет притча о закваске. "Как закваска", говорит св. Златоуст: "над большим количеством муки производит то, что муке усвояется сила закваски, так и вы (Апостолы) преобразите целый мир". Точно так же и в душе каждого отдельного члена Царства Христова: сила благодати невидимо, но действительно объемлет постепенно все силы его духа и преображает их, освящая их. Под тремя мерами некоторые разумеют три силы души: ум, чувство и волю.

на верх

Притча о сокровище, скрытом в поле

(Матфея 13:44)
 Человек узнал о кладе, который находится в не принадлежащем ему поле. Чтобы им воспользоваться, он прикрывает клад землей, продает все, что имеет, покупает это поле и тогда вступает в обладание этим кладом. Подобную драгоценность представляет для мудрого и Царство Божие, понимаемое в смысле внутреннего освящения и духовных даров. Затаив у себя эту драгоценность, последователь Христов всем жертвует и от всего отрекается, чтобы ею обладать.

на верх

Притча о драгоценной жемчужине

(Матфея 13:45-46)
 Смысл притчи тот же, что и предшествующей: для приобретения Царства Небесного, как высочайшей драгоценности для человека, надо жертвовать всем, всеми своими благами, какими только обладаешь.

на верх

Притча о неводе, закинутом в море

(Мф. 13:47-50)
 Эта притча имеет тот же смысл, что и притча о пшенице и плевелах. Море - мир, невод - учение веры, рыбари - Апостолы и их преемники. Этот-то невод собрал от всякого рода - варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Под образом берега и разбора рыбы разумеется кончина века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, как хорошая рыба в неводе отделяется от худой. Надо обратить внимание на то, что Христос Спаситель часто пользуется случаями - указать на различие в будущей жизни праведников и грешников. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, которые, как напр. Ориген, думают, что все спасутся, даже и диавол.  Толкуя притчи Господни, надо всегда иметь в виду, что поучая притчами, Господь всегда брал примеры не вымышленные, а из повседневной жизни Своих слушателей, и поступал так, по объяснению св. Иоанна Златоуста, для того, чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатлеть ее в памяти. Поэтому в притчах надо искать сходства, подобия, только в общем, а не в частностях, не в каждом слове, в отдельности взятом. Кроме того, конечно, каждую притчу надо понимать в связи с другими, однородными, и с общим духом учения Христова.
 Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божия. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни, после последнего Страшного Суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле царство верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божие, открывшееся с приходом Христа Спасителя на землю, неприметно вселяется в души людей и подготовляет их на земле к наследованию имеющегося открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи.
 В том, что Господь говорил притчами, св. Матфей видит исполнение пророчества Асафа в 77 псалме ст. 1-2: "Отверзу в притчах уста моя". Хотя Асаф говорил это о себе, но, как пророк, он служил прообразом Мессии, что видно и из того, что следующие слова: "Изреку сокровенное от создания мира" приличествуют только Мессии Всеведущему, а не смертному человеку: сокровенные тайны царствия Божия ведомы, конечно, только ипостасной Премудрости Божией.
 Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их "книжниками", но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только "старое ветхозаветное", да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному, способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и "старое" пророчество, и "новое" учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим, и Новым Заветом, ибо истины и того, и другого Богооткровенны.

на верх

18. ОТВЕТЫ ГОСПОДА КОЛЕБЛЮЩИМСЯ СЛЕДОВАТЬ ЗА НИМ

(Матфея 8:18-22; Луки 9:57-62)
 Народ так окружал и теснил Господа, что негде было уединиться (Лук. 4:42) для молитвы и беседы с Апостолами, не было даже времени хлеба вкусить (Марк. 3:20), и вот Господь велел однажды ученикам переправиться на другую сторону Тивериадского озера. Когда они собирались уже сесть в лодку, к Господу подошел книжник, выразивший желание следовать за Господом, куда бы Он ни пошел. Желая предупредить его, что он берет на себя бремя, которое может оказаться для него непосильным, Господь указал ему образно на Свой страннический образ жизни: "Лиси язвины имут", т.е. норы, "и птицы небесныя гнезда, Сын же Человеческий не имать, где главы подклонити", т.е. места, где Он мог бы укрыться и почить от трудов Своих. Именуя Себя "Сыном Человеческим", Господь смиренно подчеркивает Свое человечество, но вместе с тем для знающего пророчество Даниила 7:13-14, этим наименованием прикровенно указывает на Свое мессианское достоинство.
 Этот ответ произвел, по-видимому, сильное впечатление на тех спутников Господа, которые уже состояли в числе учеников Его. Желая испытать силу готовности их следовать за Ним с полным самоотвержением, Господь сказал одному из них: "Ходи вслед Мене", показывая тем самым, что Он хочет ввести его в теснейшее общение с Собой и поручить ему благовествование Царства Божия людям (60). Но тот стал уклоняться от немедленного следования за Господом, ссылаясь на то, что ему нужно идти прежде похоронить отца своего. На это Господь отвечал ему: "Гряди по Мне, и остави мертвых погребсти своя мертвецы!".
 2 раза употребленное здесь слово "мертвый" имеет 2 разных значения; на первом месте оно означает мертвых духовно, на втором - мертвых в собственном смысле - телесно умерших. Смысл этих слов Господа тот, что ради великого дела благовествования Царства Божия надо все оставлять. "Оставь мертвых, которые глухи к Моему слову, к Моему делу", как бы так говорит Господь: "предоставь им, всецело привязанным к этой земной жизни, хоронить своих мертвецов, а ты, внявший слову жизни, Мною проповеданному, иди за Мной". Этим не вполне понятным запрещением отдать последний долг умершему отцу Господь, по-видимому, хотел или испытать характер и преданность Себе этого ученика, или предостеречь его от родных, которые, может быть, пожелали бы отвлечь его от следования за Христом.
 Другой ученик, не дожидаясь призыва, сам сказал Господу, что хочет идти за Ним, но просит только позволения пойти прежде проститься с домашними своими. Но ему на это Господь сказал, что "Никто возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, неблагонадежен для Царствия Божия", т.е., кто решился следовать за Христом, не должен оглядываться назад на мир с его родственными связями и мирскими пристрастиями, ибо всякого рода привязанность к миру мешает всецело отдаться Христу.

на верх

19. УКРОЩЕНИЕ БУРИ НА МОРЕ

(Матфея 8:23-27; Марка 4:35-1 и Луки 8:22-25)
 Когда они отплыли, утомленный дневными трудами Иисус заснул на корме. Поднялась страшная буря, какие нередко бывали на Геннисаретском озере, окруженном горами с оврагами, которое недаром поэтому окрестные жители называли морем. Ученики, почти все рыбаки этого озера, привыкшие бороться с его бурями, выбились из сил, и в отчаянии начали будить своего Учителя: "Спаси нас, погибаем!" С одной стороны, это выражение страха за свою жизнь, но с другой - и надежды на могущество Господа.
 По Ев. Марку, ученики даже позволили себе укорить Господа: "Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?" На это и Господь упрекнул их в маловерии, а затем властными словами: "Умолкни! Перестань!" мгновенно прекратил бурю. И ученики, и "люди", вероятно плывшие на соседних лодках, с изумлением говорили: "кто это, что и ветры, и море повинуются Ему?"

на верх

20. ИЗГНАНИЕ ЛЕГИОНА БЕСОВ В СТРАНЕ ГАДАРИНСКОЙ

(Матфея 8:28-34; Марка 5; 1-20; Луки 8:26-40) Переплыв озеро, Иисус с учениками Его прибыли в страну, лежавшую на восточном берегу его, которую Евангелисты Марк и Лука называют Гадаринской, по имени находившегося в ней города Радары, а Ев. Матфей - Гергесинской, по имени другого города Гергесы: оба эти города были в числе городов "Десятиградия". На берегу их встретил бесноватый, одержимый нечистым духом. Евангелисты Марк и Лука говорят об одном бесноватом, а Ев. Матфей - о 2-х. Вероятно, это потому, что один бесноватый был человеком всем известным, жителем г. Гадары, и находился в особенно ужасном состоянии беснования, а другой, по сравнению с ним, оставался едва замеченным.
 Сущность беснования в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум, распоряжаются его телом и силами его души, причиняя ему невероятные мучения его же собственными действиями. Величие и всемогущество Сына Божия, сокрытое для человеческих глаз, - для нечистых духов, владевших более совершенным духовным зрением, были очевидны и приводили их в ужас и трепет.
 И вот бесноватые начинают кричать, исповедуя Иисуса Сыном Божиим и умоляя Его не причинять тех нестерпимых мучений, которые причиняла им Его близость. По Ев. Марку и Луке, более свирепый из них на вопрос Иисуса, как его имя, отвечал: "Легион", указывая этим на обитание в нем громадного количества нечистых духов. Бесы просили Иисуса дозволения не идти им в бездну и не покидать "страны той", но войти в пасшееся неподалеку при горе большое стадо свиней.
 Мы не настолько знаем природу злых духов, чтобы понять, почему им необходимо было обитать именно в живых существах, но характерно, что из всех живых существ они сами выбрали для своего обитания самое нечистое, самое презренное в глазах иудеев животное, лишь бы Господь не изгонял их из той страны и не лишал тем их возможности действовать в ней.
 Господь разрешил им войти в свиней, и стадо, взбесившись, бросилось с крутизны в море и утонуло. Допустив это, Господь, очевидно, желал вразумить гадаринцев, которые, вопреки запрещению закона Моисеева, разводили свиней, да еще в таком громадном количестве, по св. Марку, около 2.000.
 Вместе с тем это обстоятельство привлекло к Господу Иисусу особое внимание жителей этой страны, которые увидели известного им страшного бесноватого здоровым и сидящим у ног Иисусовых. Но происшедшее, видимо, их не вразумило: на них напал лишь безотчетный ужас и, по всей вероятности, опасение, как бы дальнейшее пребывание у них Господа не принесло им новых убытков. Жалость к погибшим свиньям одержала у них верх над естественным, казалось бы, чувством благодарности Господу за чудесное избавление их страны от страшного бесноватого, и они просили Господа уйти от них.
 Каково неразумие этих людей, которые не желают иметь в своих пределах Того, Кто явился разрушить дела диавола! Вопреки обычному запрещению Господа разглашать о совершаемых Им чудесах, на этот раз Господь наоборот велит исцеленному бесноватому возвратиться в свой дом и "рассказать, что сотворил ему Бог". Надо полагать, это потому, что Господь не имел в этой стране тех опасений, какие у Него были в Галилее и Иудее, где были превратные представления о Мессии, как о земном вожде Израиля, и Господь не хотел, чтобы Его Имя связывали с политическими вожделениями иудейских патриотов, мечтавших о свержении римского владычества.
 Кроме того, как по всему видно, гадаринцы отличались особенным религиозно-нравственным огрубением и одичанием, и Господь хотел пробудить их сердца через проповедь о Нем и о Его делах самого облагодетельствованного Им исцеленного бесноватого, который действительно, как передает св. Марк, начал проповедовать о Нем по всему Десятиградию, и этим подготовил эту страну к последующей апостольской проповеди и обращению ко Христу.

на верх

  <-- назад :cодержание: вперед-->
© 2007-2008   Вадим-C ®   Все права защищены    написать письмо
Используются технологии uCoz