|
Братство на крови
Первое мое знакомство с церковью "Свидетелей Иеговы" было очень обычным, почти будничным. В один из дней я просто поднял зазвонившую телефонную трубку и услышал мягкий женский голос, убедительно, но без нажима предлагавший мне посетить в ближайшее воскресенье собрание "Свидетелей Иеговы".
Проходило оно невдалеке от моего дома, в здании кинотеатра; мне была обещана не только Библия в подарок, но и, "что гораздо важнее", помощь во всех сложных жизненных ситуациях.
Так я и начал регулярно посещать собрания иеговистов. И то, что я там за это время увидел, заставило меня с удивлением осознать, что в зомбировании, о котором сегодня говорится и пишется, оказывается, нет ничего запредельного и потустороннего, ничего сверхсложного.
Как это происходит?
Прежде всего это создание особой, пронизанной теплотой и дружеским участием атмосферы общения. Конечно, само по себе стремление создать такую атмосферу не может и не должно считаться чем-то предосудительным. Но все последующее действо, которое разворачивается на фоне этих ласковых улыбок и просветленных взоров, обращаемых на каждого вновь прибывшего, не позволяет оценивать эту атмосферу тепла и любви, иначе как своеобразную психологическую ловушку, рассчитанную на определенную категорию людей.
Даже самый недоброжелательный человек, обогретый этим общим, но в высшей степени деликатным вниманием, поневоле оказывается хотя бы отчасти заинтересованным и пока еще, как ему кажется, свободным участником совместной духотворческой деятельности. Поначалу от него ничего не требуют, не задают никаких вопросов, стараются вообще ничем не тревожить; всеми силами дают понять, что он здесь не только по собственной свободной воле, но к тому же еще и получает нечто такое, чего не получит больше нигде и ни от кого. Имеется в виду, естественно, счастье познания Бога.
Случается, некоторые люди покидают собрание (вход, разумеется, бесплатный) уже после первых минут общения. Что ж, "ловцы человеков" не слишком огорчаются по этому поводу. Среди десятка новичков все равно найдется тот единственный, который, в силу врожденной предрасположенности и каких-то обстоятельств своей жизни, окажется совершенно неспособным к психологическому сопротивлению. Вот он-то и приведет в ряды секты самое малое еще одного такого же человека, как он сам. Только надо сперва хорошенько обработать его психику.
Методика этой обработки стара как мир. Ее ведущий принцип заключается в обретении полной душевно-духовной власти над человеком, посредством усыпления самостоятельности его мышления и таким образом притупления его духовной зоркости.
Раз за разом, месяц за месяцем, год за годом сходятся "Свидетели Иеговы" на свои собрания, где в располагающей к повышенной восприимчивости обстановке взаимной симпатии занимаются чтением "Сторожевой Башни".
Даже в ущербном методе тестирования, пришедшем к нам с "просвещенного" Запада, заложена хоть какая-то возможность выбора из 2-3 вариантов ответа, хоть видимость такой возможности. Но в механически-дословном повторении иеговистами чуждых Православию журнальных откровений нет простора ни для какой, даже самой малой духовной работы.
В результате все прочитанное в "Сторожевой Башне" и заученное этими несчастными наизусть рано или поздно принимается ими за плоды своей собственной духовной работы, а не за что-то навязанное извне и в обход их воли.
Всех последствий такого "мягкого зомбирования", - мягкость которого я не случайно беру в кавычки, - конечно, не перечесть. Общее же впечатление от общения с инициированными (хорошо обработанными!) членами секты я бы определил чем-то вроде "красивой невменяемости". Эта "красивая невменяемость" подвергшегося зомбированию человека зачастую создает вокруг его личности некую болезненно-возвышенную ауру, делает его облик и его неестественную жизненную позицию по-своему привлекательной и для кого-то даже притягательной.
Это радость мнимого подвижничества. Сектанты, живущие в чужой воле, явно наслаждаются ситуацией, когда окружающие их не понимают или, еще лучше, не принимают. Как же, ведь и Христа с апостолами не понимали и не принимали...
В целом это дает эффект, который мы можем наблюдать довольно часто, как, например, в передаче "Суд идет" от 5 декабря 1998 г. (НТВ), когда мать, убеждающая дочь-сектантку одуматься и вернуться к нормальной жизни, выглядит как-то неубедительно, а ее бесспорно разумные доводы звучат пусто и холодно.
Дочь же, молоденькая девушка, бросившая институт и работающая, с благословения "братьев", уборщицей, смотрится на фоне своей "примитивной" матери этаким озаренным свыше и почти неземным существом, расточающим вокруг себя волны любви к людям и спокойную убежденность в правильности своего жизненного выбора.
Бедная мать! Она еще не понимает, со всей своей сердечной болью и с этими беспомощными призывами "вернуться к нормальной жизни", что нормальной для ее дочери давно уже стала совсем другая жизнь.
Что, вы, они вовсе не простаки - эти "иерархи" секты, не зря они так старательно отвращают молодых людей от учебы, от высшего образования и вообще, от всякой престижной работы!
Девочка, которую мы видели в передаче "Суд идет", от высшего образования отказалась; но ведь это только внешняя сторона дела. Мама-то ее, судя по всему, воспитала так, что запросы девочки в этой жизни были далеко не самыми низкими. Внутренний энергетический заряд, несомненно, остался таким же сильным, даже и при изменении жизненного направления.
И получится в итоге, как пить дать, что будет она со своим вовсе не низким умственным уровнем продолжать работать уборщицей. А всю ее ни к чему не приложенную энергию самореализации и профессионального роста "добрые дяденьки" из отцов-наставников очень аккуратно - под пение псалмов и шепоток молитв - тихо-тихо, не торопясь, переведут в русло рабского служения интересам секты.
И, наконец, самый интересный вопрос.
Как известно, каждая библейская заповедь допускает до 70 уровней толкования. Так отчего же "Свидетели Иеговы", великолепно знающие Библию, берут одну из заповедей, говорящую о "крови", и толкуют ее до странности буквально и узко? Почему они с такой поспешностью бросаются в бой, стремясь поскорее перевести разговор с рассуждений о Крови-Символе на обсуждение различных конкретных случаев, связанных с удачным, либо с неудачным переливанием крови пациентам?
Говорить на эту тему можно много и долго; рамки журнальной статьи, однако, не позволяют "растекаться мыслью". Потому скажу коротко и ясно: кровь, по мнению иеговистов, в нашей жизни символизирует все!
Кровь - это ключевое символическое понятие, через которое, как в виртуальности компьютерного мира, можно входить в любую сферу нашей жизни. И, более того, любую сферу изменять и переделывать, т.е. управлять реальностью.
Действительно, когда нам показывают сюжет, где жинщина-иеговистка запрещает переливать кровь своему умирающему ребенку, то что это, собственно говоря, означает?
Это означает, что она (как и прочие убежденные "братья-свидетели") передает, а вернее, уже передала основной рычаг управления всеми сферами своей жизни в чьи-то чужие руки. Следовательно, все возможные жизненные коллизии, так или иначе всегда связанные с кровью, теперь будет решать не она сама, а кто-то, находящийся на самой вершине тоталитарной сектантской пирамиды.
Вопрос семьи и брака - это ведь, как вы понимаете, тоже вопрос, отданный на откуп "владыке крови". Принципиально другое: в нашем обществе, буквально бок о бок с нами, живут люди, являющиеся нашими согражданами только условно-номинально. По виду и поведению они кажутся вроде бы нормальными, но на самом деле - это не более чем одушевленные винтики холодной тоталитарной машины.
Все мы понимаем, как это страшно: растить, воспитывать и надеяться на своего ребенка и вдруг в одночасье понять, что ты его где-то и как-то упустил и теперь его жизнью распоряжается кто-то другой. И даже невозможно точно узнать: кто он, этот "другой"...
И все же присутствует во всем этом и еще более неприятный момент: нам остается только надеяться, что этот неконкретный "другой", управляющий иеговистами из непонятно какого государства, не решит однажды, что Конец Света - завтра, а сегодня надо успеть запустить в метро отравляющий газ.
Я не хочу сказать, что это случится непременно, я только напоминаю: там, где действуют тоталитарные секты, ничего принципиально невозможного в такой перспективе нет.
И несколько слов в заключение.
Известно, легче предотвратить несчастье, чем бороться с его последствиями. Но если уж оно постучалось в ваши двери, то, не исключая других видов помощи, обращайтесь в первую очередь к православным священникам.
Просто удивительно, с какой заслуживающей внимания частотой они, наши православные священники, отрывают от тоталитарных сект и помраченных детей, и заблудших взрослых.
Так что не падайте духом, вы не одиноки и всегда есть рядом те, кто готов вам помочь!
Дмитрий Вячеславович БУЯНОВ Статья опубликована в журнале "Русский Дом" № 9 за 1999 г.
|