|
Неопятидесятники убивают: от Бразилии до Якутии
Михаил Плотников, Александр Дворкин
Дата публикации: 23.11.1999 г.
В первых числах марта название затерянного в тайге на юге Якутии городка Алдан стало известным всему миру.
Трагические события в небольшом якутском райцентре развивались следующим образом. Проделав 3-хдневный путь по зимней тайге, группа сектантов, называвших себя пятидесятниками, захватила 1 марта здание администрации
Алданского района. 78 человек (среди которых было 28 детей) угрожали совершить массовое самоубийство в случае, если их попытаются выдворить на улицу. Поначалу они требовали вернуть им деньги за пиломатериалы, поставленные
жителям села Кутана, практически уничтоженного прошлогодним весенним наводнением. На контакт они шли неохотно, распевали религиозные гимны, приплясывая и хлопая в
такт в ладоши. Когда местная администрация, испугавшись за жизнь людей, изыскала ресурсы и предложила сектантам
получить финансовые средства, те неожиданно ответили заявлением на имя Президента Якутии, в котором просили их расстрелять.
Из документов Министерства по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) следовало, что эта община имела богатый опыт конфликтов с властями. Еще
в 1996 году сектанты сожгли или сдали в местную администрацию все свои документы (паспорта, военные билеты, дипломы и т.д.). Они желали освободится от мира греха, не понимая,
что носят его в себе. Два года назад члены секты, проживавшие тогда в поселке Чаппанда по соседству со старателями и встретившие с их стороны «непонимание», захватили здание УВД в Усть-Майском районе и потребовали от президента
Якутии охраны и вывоза их в другой район. При этом в религиозном психозе пятидесятники не давали медикам оказывать помощь обмороженному члену секты.
Депортированные после инцидента сектанты поселились в соседнем Алданском районе, неподалеку от села Кутана.
Поначалу они вели себя тихо, арендовали лесозаготовительную базу и скот. Затем объявили все арендованное своей собственностью, отказались подчиняться каким бы то ни было
требованиям администрации и законам. Жители села Кутана не раз обращались в различные инстанции с просьбой убрать
секту с их территории. В середине января сход жителей села при 51 голосе «за» и 20 «воздержавшихся» проголосовал за выселение сектантов.
По мнению главы администрации Алданского района Сергея Литвиненкова, требование сектантами собственного
расстрела представляло в данном случае скрытый шантаж с целью нового перемещения группы, на этот раз за пределы Якутии, народ которой, по словам религиозных фанатиков, «ожесточился».
3 марта милиция очистила здание от захватчиков. Решительные действия властей позволили врачам спасти жизнь
умирающего новорожденного младенца, к которому сектанты не допускали врачей во время своего «сидения». Женщин из
секты поместили в больницу поселка Ленинский Алданского района, а мужчин – в приемник-распределитель на 10 суток.
Двадцати четырем сектанткам в больнице отвели 3 палаты.
Однако все они собрались в одной, где спали на полу и, объявив голодовку, требовали соединить их с «братьями». Накануне 8 марта к женщинам-сектанткам был доставлен их лидер
Виталий Козырь, после чего они стали принимать пищу. О своих детях, которых госпитализировали в районную больницу, женщины не вспоминали.
Результаты обследования детей показали, что их избивали, секли розгами и кололи острыми предметами. Многие были
простужены. Дети смогли назвать лишь имена своих истязателей. Своих фамилий они также не знали. Зато они сообщили ужасное известие о том, что взрослые сектанты «забили» Мишу
Дулова, 10-летнего сироту, отец которого до своей смерти входил в эту религиозную группу. Следователи, получив данные о месте захоронения тела Миши, 6 марта произвели эксгумацию.
Проведенная медицинская экспертиза позволила заключить, что смерть мальчика наступила в результате травматического
шока. По одной из версий, ребенок воспротивился порядкам в общине и решил ее покинуть, несмотря на то, что ближайший населенный пункт находится в 40 км от места поселения секты.
За это взрослые «братья» его избили и выставили на мороз, где он и скончался от побоев и переохлаждения. По словам самих
сектантов, они применяли физические наказания, чтобы остановить распространение среди детей греха мужеложства, в который те якобы были вовлечены как раз 10-летним Мишей.
Сейчас возбуждено 2 уголовных дела. Первое – по факту насильственной смерти Миши Дулова, и второе – по факту
захвата здания администрации Алданского района. Четверо сектантов помещены в следственный изолятор.
Глава администрации Алданского района подал в суд исковое заявление с требованием лишить сектантов родительских
прав «за издевательство над собственными детьми». Поступила также информация, что Алданский суд принял решение о ликвидации общины и запрещении ее деятельности согласно
Федеральному закону о свободе совести и религиозных организациях. Существует и другое сообщение: решение о дальнейшем существовании секты будет принято только после
завершения следствия. Если верно первое, то это – первый подобный прецедент в российской судебной практике.
Что же известно об этой изуверской секте? Сами себя они
называют «христианами веры евангельской», т.е. пятидесятниками. Однако группа не входит ни в один из 3-х существующих союзов российских пятидесятников. Об этом заявили как
руководители этих объединений, поспешившие откреститься
от неудобных собратьев, так и сами сектанты. Впрочем, пятидесятническое движение организационно аморфно; их общины вовсе не обязательно должны входить в какие-то централизованные объединения.
Сами сектанты утверждают, что их община сложилась несколько лет назад. По сообщениям информационных агентств,
возглавлявший группу «пастор» Виталий Козырь, отсидел то ли 13, то ли 15 лет за убийство жены. Сообщалось также, что он был «наставлен в вере» пастором из Швеции.
Исходя из этих скудных сведений, можно сделать некоторые предположения. Дело в том, что до недавнего времени в
нашей стране существовало только одно пятидесятническое объединение: «Российский союз христиан веры евангельской».
После начала перестройки из Швеции в Россию пришло зародившееся в США неопятидесятническое или неохаризматическое «Движение веры», также известное под названием
«Теология процветания» (обратим внимание, что «пастор Евгений» также был связан с неким шведом). Наиболее характерные названия групп, принадлежащих к этому движению,
таковы: «Слово жизни», «Живая вода», либо «Новая жизнь», «Живой родник», «Слово истины», «Церковь нового поколения», «Церковь Завета», «Церковь прославления», «Живая вера» и т.п.
«Движение веры» не выстроено в виде жесткой структуры, но внутри каждой секты, основанной каждая в своем городе,
контроль не меньший, чем если бы они входили в централизованную структуру. Местные секты поддерживают друг с другом связь, обмениваясь проповедниками, оказывая взаимную помощь.
Весь северо-восток нашей страны буквально наводнен принадлежащими к этому движению сектами. В Сибири их просто видимо-невидимо: они заполняют громадные залы своими
адептами. У них центр в Абакане, где находится их «Школа пасторского служения». Там они готовят все новых проповедников, издают свою газету «Голос веры» (в одном из номеров
газеты шапка: «Бог, дай нам Россию!») и вообще действуют весьма активно. В Казахстане издается их иллюстрированный журнал «Новая жизнь», который распространяется по всему
СНГ. Впрочем, и в европейской части нашей страны их вполне хватает, и они весьма успешно лоббируют свои интересы в коридорах власти.
Часто «процветанцев» относят к пятидесятникам и говорят о них как о таковых. На самом деле, это не совсем корректно,
так как при сходстве некоторых внешних признаков (и то относительном: у «традиционных» пятидесятников все проходит
гораздо более чинно), богословие у них совершенно различное. Сами пятидесятники не слишком признают их за своих.
Поэтому, более корректно было бы отнести «Слово жизни» к неопятидесятническому или неохаризматическому движению.
Однако в маскировочных целях неопятидесятники стремятся выдавать себя за протестантов и в случае периодически возникающих у них сложностей с законами того или иного
государства тут же начинают шумную кампанию о «гонениях на протестантов». В России, стремясь обойти требования
нового закона «О свободе совести и религиозных объединениях», они объединились в «Российский объединенный союз христиан веры евангельской», название которого, по некоему
«странному» совпадению, почти дословно совпадает с названием объединения «традиционных» пятидесятников. По словам основателя нового союза в него вошли «КРУТЫЕ харизматические церкви». Причем новообъединившиеся харизматики
на своей учредительной конференции не скрывали, что создали свой союз лишь с целью создания себе «крыши».
А теперь обратим внимание на особые обстоятельства. Когда отечественные неопятидесятники наперебой открещивались от якутских сектантов, уверяя, что их брат не способен
на такие зверства, они умалчивали о том, что всего лишь несколько месяцев назад практически точно такая же страшная история произошла в неопятидесятнической секте в джунглях
Бразилии. Вот скупые строки информационных агентств, повествующих о разыгравшейся там трагедии:
«Шесть членов филиала харизматической секты «Объединенная пятидесятническая церковь Бразилии» (чем не «Российский объединенный союз»...? – Авт.) были арестованы на
находящейся в отдаленном районе в глубине джунглей Амазонии каучуковой плантации. Адепты секты – мужчины, женщины и дети – подвергались жестоким ритуальным избиениям.
Среди арестованных был пастор Франсиско Бецерра де Мораес, известный под именем Тото, который контролировал
состоящую из 60 человек секту – местный филиал «Объединенной пятидесятнической церкви Бразилии».
Тото, давший интервью по телефону из тюрьмы, заявил, что он и другие члены секты умертвили в общей сложности 6
человек, в том числе 3-х детей. Тото пояснил, что он лично убил одну женщину и приказал отцам избивать своих детей до
смерти и таким образом исполнить Божию волю, уничтожив демонов, которые просочились в его деревню. В избиениях использовались кулаки, дубинки и металлические цепи. Двое
мужчин были убиты по приказу лидера секты, который, согласно словам своих последователей, совершал чудеса и даже изменил цвет солнца.
Члены секты оказывали божественные почести Мораесу и его жене, которых считали великими пророками. В интервью
Мораес заявил, что практически все члены секты были «инфицированы» демонами и отмечены «смертным знаком Бога». «Они
должны умереть», – подытожил Тото. Мораес, его жена и еще 4-ре человека были арестованы в последних числах ноября,
после того как бывший лидер секты, которого жестоко избили и, сочтя умершим, оставили в джунглях, информировал полицию о происходящем». (По материалам сообщений агентств
Инфосик от 27 ноября 1998 г. и Фокс Ньюс от 2 декабря 1998 г.).
Вернемся к отечественным «объединенцам». Возглавил новый союз «епископ» Сергей Ряховский. Его брат, Владимир
Ряховский, вместе со скандально известным Анатолием Пчелинцевым будут представлять в Верховном суде интересы подавших в суд на государство неопятидесятнических «Христианского центра “Прославление”» (Абакан) и «Христианского
центра «Новое Поколение»» (Ярославль). Обе эти группы выступают против нового закона о свободе совести.
Вся эта политическая активность, влиятельные защитники и
шумные рекламные кампании приносят плоды: по нашим приблизительным подсчетам, число последователей «Слова жизни» в России перевалило за 100 тысяч. При этом большинство
проповедников «Теологии процветания» печально знамениты многими скандалами, фальсификациями исцелений и финансовыми махинациями. Такова оборотная сторона «Движения веры».
Не обошла стороной эта тенденция и нашу страну. Один из наиболее известных в России проповедников «теологии процветания» Алексей Ледяев (его секта называется «Церковь
«Новое поколение»») в своих публичных выступлениях цинично признается, что главная цель создания церкви – это «стрижка
своих овец» и «сдирание с них семи шкур». В этом и заключается смысл «теологии процветания». Дело в том, что по вере
«Слова жизни» христианин должен не только возрастать, но и процветать во всех областях жизни. Истинный христианин
должен быть – и не может не быть – богатым, здоровым, процветающим и счастливым (отсюда – «теология процветания»).
Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства.
Тот же Ледяев открыто говорит: «Бог достоин того, чтобы
мы славили Его не только своими словами, но и своими деньгами... Богу не нужны слабые люди... Сейчас процветают либо бандиты, либо священнослужители.».. И действительно, в
сектах «Теологии процветания» процветают только их руководители. А для удержания остальных используется несложный психологический прием. Объявляется, что каждое слово
обладает огромной творческой силой: все, произнесенное
вами, должно произойти, и вы раз и навсегда связаны с произнесенным вами словом. Поэтому, скажем, если вы идете на собрание «процветанцев» и вам говорят, что сейчас вас будут
исцелять, и что вы не можете не исцелиться, то далее все зависит от вас. Вы жаждете исцеления, и вот вам накладывают
руки на голову, или, скажем, бьют пиджаком. Если после этого вы скажете, что чувствуете себя плохо, то так вам и будет – по
вашему слову. Если же вы скажете, что исцелились, то и будете исцелены. Всякие негативные заявления, учат сектантские
пасторы, чрезвычайно опасны, потому что, произнося их, мы сами вносим болезни и несчастья в нашу собственную жизнь.
Таким образом, получается своеобразный эффект «платья голого короля», когда каждый сектант боится признаться, что он не исцелен.
Структура «Слова жизни» строго авторитарна. Никакая критика внутри организации недопустима; если какой-то член организации начинает высказывать критические замечания в ее
адрес, ему объясняют, что критика исходит от духа критики, который называется также «духом Иезавели» – демонического духа.
Многие члены секты страдают депрессивными состояниями, среди них нередки попытки самоубийства. По данным
шведской статистики, процент бывших членов секты, которые оказались в психиатрических лечебницах, гораздо выше средних показателей. Многие из покончивших с собой членов
секты никогда ранее (т.е. до вступления в секту) к психиатру не обращались. По данным, опубликованным в шведской
газете «Сидсвенскан», клинический терапевт из Уппсалы Г. Свартлинг сообщает, что 85% обследованной группы, состоявшей из членов «Слова Жизни», заявили о резком сокращении
контактов с семьей и старыми друзьями и о резком ухудшении личного благосостояния из-за крупных пожертвований в секту
и выплаты десятины; 93% сообщили, что они подвержены приступам панического страха и имеют проблемы со сном; 25%
предпринимали серьезные попытки самоубийства. Свартлинг делает вывод, что душевнобольные пациенты – члены «Слова
Жизни» – получают очень серьезные умственные повреждения с симптомами, указывающими на шизофрению.
Одна из причин серьезных психических расстройств – род исповеди, обязательной для всех членов секты. Исповедь
основана на том же главном принципе «Теологии процветания» – всякое слово обладает творческой силой. Поэтому человек не имеет права исповедоваться в своих грехах, иначе он
навсегда останется грешником. Можно исповедоваться лишь
в том, что он свят и всесилен. Таким образом, человек остается один на один со своими внутренними проблемами и слабостями, которые он должен в себе подавлять, не имея права высказать их. Но он не может не замечать их присутствие
в себе. И это при том, что, как он видит своими глазами, все остальные члены секты уверяют, что давно уже стали святыми и избавились от своих грехов. Опять эффект «платья голого короля»!
В конце концов это приводит адепта к раздвоению личности, шизофрении, депрессивным состояниям. Человек даже
не может сам себе признаться ни в какой ошибке, потому что винить он может только себя – как ему объяснили лидеры секты – Бог уже дал ему все, что мог, и больше дать Ему нечего.
Похоже именно это состояние и испытывали отчаявшиеся члены секты в якутской тайге, требовавшие, чтобы их расстреляли. Также, наверное, чувствовали себя и их братья в бразильских джунглях.
Этот материал уместно закончить выводом уже упоминавшейся выше доктора Гудрун Свартлинг, который она сделала по окончании проделанного ею обследования секты:
«В этой «Теологии процветания» внешний физический мир не является подлинной реальностью, а духовный мир наполнен злыми духами, с которыми Бог оставил Своих детей наедине.
Всякий раз, когда вы чувствуете, что не в силах справиться с проблемой – болезнь, усталость, депрессия, авария или что-нибудь другое, – вы должны воспринимать это как нападение
из духовного мира. Вы должны воедино собрать всю вашу волю, все ваши духовные силы, чтобы немедленно провести
агрессивную контратаку. Однако бесконечно продолжаться это не может, и осознание этого, рано или поздно приходящее к вам, может иметь трагические последствия».
При подготовке материала были использованы сообщения информационных агентств, а также статья Т. Томаевой и А. Пчелинцева в газете «НГ-религии» №6 от 24.03.1999 г.
Электронный адрес статьи: http://www.iriney.ru/sects/50/news002.htm
|