|
«Путь» в никуда – неопятидесятнический след в православном миссионерстве
Приложения 1
Приложения 2
Приложения 3
Аналитическая записка о продвижении в Русскую Православную Церковь
духовно-просветительской программы «Путь», созданной на базе миссионерского проекта «Альфа-курс»
Николай Каклюгин
Из рекламы «миссионерского» проекта, внедряемого теперь под иным названием в РПЦ:
«– Абсолютно любой человек может быть приглашен провести 10 недель в общении верующих и неверующих
– Легкость и веселье в общении – одна из важных особенностей курса. Изучение Библии вовсе не исключает смеха, шуток и приколов.
– Помощь друг другу. Альфа – это стремление к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и взаимопомощи.
– Фантастика! – бесплатный ужин на каждом Альфа-семинаре. Дружеское общение за едой является неотъемлемой чертой Альфа-курса».
В настоящее время соответствующими структурными подразделениями Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) не разработана единая эффективная
и в полной мере соответствующая православному вероучению стратегия ведения миссионерской работы среди новоначальных прихожан, в молодежной среде. К сожалению то,
что пытается предложить сегодня Миссионерский отдел в качестве основного инструмента по приобщению россиян к Православию – духовно-просветительскую программу «Путь»,
в силу своих многочисленных дефектов содержания не принимает большинство мирян и священнослужителей РПЦ МП. С их стороны продолжают возникать многочисленные вопросы к авторам и распространителям этого странного проекта.
Тем не менее, основной идеолог и руководитель внедрения данных неправославных методик в Церковь игумен Евмений (Перистый) при поддержке председателя Миссионерского
отдела Московской Патриархии архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) и участии достаточно
малочисленной, но чрезвычайно активной группы единомышленников продолжает настойчиво рекомендовать данную программу для распространения во всех епархиях.
Давайте немного взглянем на историю внедрения данного феномена в Церковь. В РПЦ интерес к «Альфа-курсу» впервые
возник в 2004 году, когда «Альфа»-конференцию в Лондоне посетил митрополит Минский и Белорусский Филарет, председатель Богословской комиссии РПЦ. В 2005 году на «Альфа»-конференции в Лондоне присутствовал уже упомянутый здесь
архиепископ Иоанн (Попов), который одобрительно отозвался об «Альфа-курсе».
В среде православных миссионеров первыми данную программу инородного происхождения решило использовать в своей практике молодежное движение «Свет Православия» при Макариев-Решемском мужском монастыре в Ивановской области. Руководитель этого движения игумен
Евмений (Перистый) был приглашен в апреле 2006 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым), чтобы возглавить адаптированный к православному вероучению «Альфа-проект» при Миссионерском отделе РПЦ.
При этом следует отметить, что немного раньше, в начале февраля 2006 года, Епархиальный совет Ивановской епархии фактически обвинил того же игумена Евмения (Перистого)
в неправильном ведении монашеской жизни и в протестантизме. Как отметил сам о. Евмений в беседе с журналистом «Портал-Credo.ru», специально для его снятия с должности
была создана комиссия, которая представила епархиальному совету письма взволнованных ситуацией мирян и священнослужителей РПЦ. Епархиальное решение было приведено
в исполнение практически немедленно и Евмений с группой своих послушников тут же покинул монастырь. Молодежная группа (около 10 чел.) стала собираться в небольшой частной московской квартире, издательство прекратило свою работу,
а реабилитационный центр для наркоманов был распущен (8 человек были отправлены домой). Еретическим искажением Православия было сочтено проведение «Альфа-курсов» по изучению Библии.
Тот факт, что «Альфа-курс» возник в недрах Англиканской церкви и что он чрезвычайно популярен в российских евангельских (особенно в неопротестантских харизматических)
церквях, послужил причиной для обвинений в уклонении игумена Евмения (Перистого) в протестантское учение. Как уже неоднократно сообщали электронные средства массовой информации, игумен провинциального монастыря в селе Решма
стал активным участником межхристианского диалога в социальной сфере. Он вел семинары вместе с пасторами евангельских (неопятидесятнических харизматических) церквей
во время всероссийской антинаркотической акции «Поезд в будущее», проводившейся в нескольких городах России (принимает участие в данной акции до сих пор).
Следует отметить, что инициаторами проекта «Поезд в будущее» и его организаторами стали фактически протестанты – неопятидесятники
и евангелисты. От лица РПЦ МП о. Евмений выступал и на мероприятиях ежегодного Рождественского музыкального фестиваля «Вифлеемская звезда», также организованного протестантами из культурно-просветительского фонда «Новое
Христианское Творчество». Для многих протестантских служителей игумен Евмений является представителем открытого «евангельского» православия, считающего других христиан своими братьями.
Ивановская епархия до той поры положительно смотрела
на работу игумена Евмения (Перистого), его хвалили и некоторые представители других епархий, но, как заметил секретарь Ивановской епархии архимандрит Зосима (Шевчук) в
интервью тому же интернет-источнику, возник значительный перекос – в монастыре, по сути, не было монашеской жизни, люди уходили и приходили, а сам монастырский комплекс не
восстанавливался. Безусловно, что неопятидесятникам, привлекающим людей играми, танцами и «тусовками», игумен Евмений противопоставлял свое проповедническое служение.
Однако, по словам отца Зосимы, у многих православных за долгие годы сложилось критическое отношение к настоятелю Макариев-Решемского монастыря. Это вполне объяснимо с
учетом тех тесных связей, что активно поддерживал о. Евмений с представителями сект.
По информации самого о. Евмения, озвученной в одном из своих интервью, решение Епархиального совета и изгнание
центра «Свет Православия» из Макариев-Решемского монастыря вызвали гнев у в тот момент недавно назначенного губернатора Михаила Меня, сына покойного протоиерея Александра Меня. Он пообещал, что найдет для миссионера Евмения такую нишу, чтобы тот все-таки остался в лоне РПЦ МП, то
есть обяжет руководство епархии создать реабилитационный Духовный центр во главе с игуменом Евмением. Такой центр впоследствии создан не был, однако игумен Евмений (Перистый) сохранил свой церковный сан и продолжил свое дело –
внедрение противоестественных для Православия, созданных западными конструкторами, психологических практик в Церковь. Теперь в качестве представителя Миссионерского отдела Русской Православной Церкви.
12 октября 2006 года в конференц-зале Паломнического
центра Московского патриархата в Москве открылась Научно-практическая конференция «Современные методы миссионерской деятельности». Организаторы форума, сотрудники
Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, впервые пригласили представителей христианского движения «Альфа-курс» из Великобритании. В конференции приняли
участие 140 представителей 34 епархий РПЦ из России, Белоруссии и Украины, из них – более 40 священнослужителей. На
открытии форума присутствовал епископ Полтавский и Кременчугский Филипп (Осадченко). Глава Миссионерского отдела РПЦ архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн
(Попов) дал благословение на проведение конференции, но не смог принять в ней участие из-за болезни. Его приветствие участникам конференции передал проректор Белгородской семинарии с миссионерской направленностью протоиерей
Алексий Куренков. Игумен Евмений (Перистый) вел заседание конференции, задача которой, по его словам, состояла в том, чтобы познакомить миссионеров РПЦ с методикой «Альфа-курса» и вместе подумать над тем, как использовать ее для
православной миссии, наполнив форму «Альфы» православным содержанием. В числе информационных материалов, розданных организаторами конференции всем участникам,
был и сборник цитат из православных авторов, подобранных специально по 15 темам «Альфа-курса».
В конце данного мероприятия состоялся краткий обмен мнениями между его участниками. Так, протоиерей Алексий
Куренков признал, что православным пора «вооружаться передовыми миссионерскими технологиями», но выразил сомнение, что эту «столь отличную от православной», «откатанную» методику можно адаптировать к нашим условиям. По его
словам необходимо разработать свой «современный православный курс социального общения с неверующими».
Другой участник того семинара, молодой религиовед из г. Саратов,
высказал свои опасения о «духовной прелести» «Альфа-курса», предполагая, что курс связан с «еретическим учением неопятидесятнических тоталитарных сект». Однако о. Евмений
(Перистый) в ответ возразил, что не видит никаких противопоказаний для православных в использовании «Альфа-курса».
Он подчеркнул, что «Альфа-курс» застрахован от иностранной экспансии: «мы не знаем англиканского богословия, специфического протестантского языка, поэтому, естественно,
будем наполнять эти встречи православным содержанием, тем более что вечера будут проходить при храмах, открывать их будет священник и т.д».
О том, во что превратился в итоге православный вариант проведения «Альфа-курса», духовно-просветительская программа «Путь», и к каким последствиям может привести ее повсеместное внедрение в миссионерскую
практику РПЦ достаточно подробно описано в приложениях 1 и 2 данной аналитической записки.
Кроме того, не подлежит сомнению тот факт, что англиканская община «Holy Trinity Brompton» начала внедрение «Альфа-Курса» в России через неопятидесятническую религиозную
организацию «Роса». Именно здесь основная методическая литература «Альфа-Курса» была переведена на русский язык и организовано распространение опыта его проведения среди современных неохаризматических и других протестантских
общин России (впоследствии к внедрению опыта «Альфа-Курса» присоединились католики и православные). Об этом свидетельствуют переведенные с английского и изданные «Росой» пособия для его проведения в России. В частности,
в пособии по проведению молодежного «Альфа-Курса» второй копирайт закреплен за РОСХВЕ МХХЦ «Роса», рег. Мин. юст. 1127 от 31.12.1999 г. (Российский Альфа Офис, 2006).
Аббревиатура РОСХВЕ МХХЦ указывает на конфессиональную принадлежность «Росы»: это Московская христианская харизматическая церковь, входящая в христианскую ассоциацию
«Харизма», которая в свою очередь является частью Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ). Возглавляемый «епископом» Сергеем Ряховским (сумевшем при участии некоторых лиц, приближенных в то время к Президенту России Борису Николаевичу
Ельцину, попасть в Общественную Палату РФ) РОСХВЕ объединяет новое поколение пятидесятников – так называемых неопятидесятников и сторонников «Движения веры», отличающихся
от классических пятидесятников в своем служении применением ряда практик вхождения в измененное состояние сознания с помощью специально разработанной технологии с применением методики нейролингвистического программирования и
ряда других, не менее сильно способных манипулировать сознанием участников таких собраний. Внутри подобных групп это называется «схождением Святого Духа».
9 ноября 2006 года в Ново-Спасском монастыре состоялся Круглый стол, посвященный проблемам внедрения в Россию «Альфа–курса». В его работе принимали участие в том числе:
М.П. Стурова – профессор Академии управления МВД России, организатор Круглого стола;
игумен Антоний (Мухин) – благочинный по монастырям Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархий РПЦ;
иерей Александр Ильяшенко – руководитель сектора МВД синодального отдела РПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами;
иерей Максим Первозванский – духовник Православного молодежного объединения «Молодая Россия», редактор журнала «Наследник»;
А. Ермаков – заместитель главного редактора журнала «Наследник»;
И.Я. Медведева – член Союза писателей России, директор Общественного института демографической безопасности России;
Т.Л. Шишова – член Союза писателей России, вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку;
сотрудники синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, в том числе самый активный член группы лоббистов идеи внедрения опыта
программы «Путь» в миссионерскую практику Русской Православной Церкви, Н.В. Пономарева, являющаяся по совместительству сотрудником Миссионерского отдела РПЦ и соработником миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Внимательно ознакомившись с сутью предлагаемого миссионерского проекта, участники Круглого стола пришли к следующим выводам:
– «Альфа-курс» и по форме, и по содержанию – протестантский, в нем Иисус не называется даже Христом, отсутствуют беседы, посвященные Матери Божьей, ничего не говорится об иконах, о нашей 1000-летней православной истории, о
святых. При этом руководители проводимых занятий заявляют, что «Альфа-курс» в России имеет православную направленность;
– предлагаемые методики в психологии разработаны столетие назад;
– психотренинги воздействия на людей с успехом применяются в любых сектах, в том числе и в «Альфа-курсе»;
– руководители «Альфа-курсов» скрывают источники финансирования, в то время как одни только ужины на 50 человек
в течение 15 занятий по признанию Пономаревой Н.В. обходятся от 2 до 3 тыс. долларов, не считая затраты на поездки руководителей в Англию;
– намерение внедрить «Альфа-курс» в исправительные учреждения, во-первых, противоречит закону (п.4 ст.14 ИТК РФ), во-вторых, не учитывает того факта, что в РПЦ накоплен
большой опыт миссионерской работы в ИУ, начатый еще протоиреем Глебом Каледой («Остановитесь на путях ваших…» – М. 1995).
Особую озабоченность участников Круглого стола вызвало предположение, что «Альфа–курс» представляет собой агентурную работу с нашей молодежью и осужденными, а также попытку разрушить Русскую Православную Церковь изнутри.
По мнению выступающих на семинаре докладчиков, использование психометодик (в частности, нейролингвистического программирования – НЛП), разработанных и усовершенствованных американскими психотерапевтами Робертом
Дилтсом, Джудит Делозье и др., дало игумену Евмению возможность не только в работе с неверующими, но и с православными, создать собственную модель иерархии ценностей.
Например: самый близкий на земле человек – это он сам; духовник человеку не нужен – достаточно ему один раз помолиться Богу; деньги – это не зло, это добро; наша страна тупеет, деградирует, а США – процветает; у безмозглой страны
(России) нет будущего; «Альфа-курс» в России уже победил и т.д.
Игумен Антоний (Мухин) особо подчеркнул, что игумен Евмений был недавно снят с должности настоятеля Макариев-Решемского мужского монастыря Ивановской области, который под его руководством стал скорее походить на секту, чем на православный монастырь.
Известна позиция по «Альфа-Курсу» председателя синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, протоиерея Дмитрия
Смирнова, озвученная им в передаче радиостанции «Радонеж» 15 апреля 2007 г.:
– «Добрый вечер, батюшка. Христос Воскресе! У меня один вопрос, который меня волнует, потому что мои друзья посещают группу «Альфа» или теперь «Путь» игумена
Евмения. Как Вы к ним относитесь? Мне кажется, что там не все в порядке. Можете это объяснить?»
– «Я тоже этот вопрос исследовал. Не то, что не все в порядке. Это направление, рождающее совершенно неправославную духовность. Я этот вопрос исследовал, потому что
были предложения использовать этот «Альфа-курс» для того, чтобы внедрять его в тюрьмах, чтобы воцерковлять тюремный наш народ. Но, понаблюдав за тем, что там происходит, за этими методиками, как практически они используются, я понял,
что нам, русским людям, это совсем не подходит. Поэтому те практики, которые игумен Евмений пытается внедрить, на мой взгляд, они совершенно неприемлемы».
О той же проблеме высказал свое мнение на ежегодном Епархиальном собрании г. Москвы 24 декабря 2007 года викарий Святейшего Патриарха архиепископ Истринский Арсений.
Он сообщил, что в настоящее время «преуспевают некоторые «младостарцы», использующие для воздействия на людей разные приемы из актива всяких сектантских и шаманских образований. Все эти «Альфа-курсы», прежде поддерживаемые
нашими синодальными отделами, все эти сборища игумена Евмения (Перистого), бывшего клирика Ивановской епархии,
с притоптываниями, приплясываниями, с дешевыми песенками и шутками на грани богохульства – а все начиналось с разговоров о неодолимости тягот, создаваемых совершением
богослужения по «Уставу»… Необходимо выявлять лиц, пренебрегающих церковным Уставом и традицией Церкви, и выходить с ходатайством к Святейшему Патриарху об освобождении их от непосильного для них бремени исполнения Устава».
Действительно, психологические методы и приемы манипулирования сознанием слушателей курса лекций в режиме открытого, но управляемого диалога с участниками духовно-просветительской программы «Путь» (ранее – «Альфа-курса»),
как и в частной практике игумена Евмения (Перистого), не просто далеки от православного понимания ведения пастырского миссионерского служения, но и могут пагубно отразиться на психике вовлекаемых в подобные программы молодых людей.
В частности, известен трагичный случай, описанный матерью
одной из жертв психологической работы с душой и неокрепшим юным сознанием (см. приложение 3). Дай Бог, чтобы приведенная в тексте информация стала серьезным поводом к
размышлению и для православного священноначалия, а также представителей правоохранительных структур, озабоченных
текущим духовно-нравственным состоянием российской молодежи, ее психологической устойчивостью и последствиями от выбора методик обеспечения здоровья нации.
Если специалисту в области психического здоровья православной ориентации обратить внимание на те методы психотерапии, которые постоянно использует в своей практике
команда миссионеров под руководством игумена Евмения (Перистого), то можно достаточно легко прийти к выводу,
что эти технологии манипулирования сознанием слушателей (особенно нейролингвистическое программирование и эриксоновский гипноз) абсолютно несовместимы с правоcлавным пастырским служением.
Более того, именно в таком виде большинство из них практикуется представителями тоталитарных деструктивных культов для обеспечения контроля личностями своих адептов, что, безусловно, не может быть
допустимым явлением в православном миссионерстве. Однако это не смущает игумена Евмения (Перистого), который откровенно пишет, что «в качестве теоретической платформы
мы берем за основу Модель Логических Уровней, сформулированную одним из ярких представителей современной психотерапии Робертом Дилтсом, утверждающую, что полное
решение любой человеческой проблемы невозможно без согласования с уровнем «Духовность», т.е., в конечном итоге, с Богом, в том смысле, в котором человек принимает это
понятие (Игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным). // Свет Православия. Христианский собеседник. Издание Макариев-Решемской Обители. Выпуск 48, 1999, с. 254)».
Упоминаемые уже в этом тексте Роберт Дилтс и Джудит Делозье в настоящее время являются одними из основных фигур в Соединенных Штатах Америки, пропагандирующими проведение психологических практик на теоретической платформе
нейролингвистического программирования. Их имена были начертаны и на идейном знамени просветительского центра под руководством игумена Евмения (Перистого): «… я узнал о существовании 2-х замечательных людей, которые самим
фактом своего существования кардинальным образом повлияли на то, что для целей Пастырской Психологии мы выбрали именно это направление. Имена этих людей: Роберт Дилтс и Джудит Делозье (Вестник НЛП, с. 315, с. 382)».
Также необходимо дополнительно отметить тот факт, что
в своих теоретических разработках данного направления североамериканской психотерапии бывший руководитель Решемского центра пытается отстоять парадоксальную по своей
сути идею о том, что методики управляемого гипноза Милтона Эриксона по сути аналогичны подвижнической и духовнической практике: «Метод испытаний, разработанный в Эрик-
соновской терапии, имеет многочисленные аналоги в православной аскетике (Игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным, с. 331)».
Более того, в своих работах игумен Евмений (Перистый) призывает интегрировать в контекст пастырской и духовнической практики не только методы НЛП (нейролингвистического
программирования), но и вообще все «достижения» современных школ секулярной психологии: «Сегодня, как нам думается, возникла не только возможность, но и необходимость
в объединении усилий и знаний священника, с одной стороны,
и врача-психиатра – с другой, в объединении святоотеческого понимания человека и болезней его души с психиатрическим знанием симптоматики, возможностей психотерапии и
психофармакологии, знаниями экзистенциального анализа, гештальт-терапии, Роджерианского подхода, метода Милтона
Эриксона, НЛП, семейного консультирования, групповой терапии и других психотерапевтических подходов (Игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным, с. 18–19)».
Если бы эти рассуждения исходили от светского специалиста, ищущего наилучшие пути поддержки психики и души
своего пациента, можно было бы простить его незнание богатейшего святоотеческого опыта Русской Православной Церкви в исцелении страждущих от психических недугов силой
молитвы, церковными Таинствами, соблюдением православных канонов и традиций в повседневной жизни. Однако такую своеобразную позицию занимает игумен, т.е. священник в
монашествующем сане, а значит по идее истинный представитель и созидатель православной веры в своей стране.
Кроме того, с подобными репликами, не совместимыми ни коим образом с традиционным вероисповеданием своего народа,
но при этом тиражируемыми некоторыми печатными и электронными изданиями в большом количестве, не способен согласиться ни один здравомыслящий психиатр. «Богу – богово,
а кесарю – кесарево», священник занимается душепопечением страждующих на основании опыта вероисповедания своей Церкви, а психологи, психотерапевты, психиатры, наркологи
и другие светские специалисты работают по своим официально признанным во всем мире, не наносящими вред телесному и психическому здоровью своих подопечных, методикам.
О применении психофармакологии и суггестивных методик
западного происхождения в православных душепопечительских центрах следует говорить с особой осторожностью и использовать их лишь в экстраординарных случаях за пределами православных приходов и монастырей. Смешивание воедино
этих различных по своей сути подходов к пониманию душевного страдания способно привести к появлению гностических элементов и искажению Православия.
Как бы то ни было, до настоящего времени продолжаются неустанные попытки сторонников применения в миссионерской практике РПЦ «Альфа-курса», а теперь и «Пути», во главе
с игуменом Евмением (Перистым), распространить данную сомнительную во всех отношениях методику по всем епархиям.
Так, 14 апреля 2008 года в храме при Третьяковской галерее прошло практически закрытое собрание православных священников и мирян, приближенных к миссионерству в РПЦ,
на котором был заслушан доклад игумена Евмения (Перистого), знакомящий их с общими характеристиками духовно-просветительской программы «Путь». Естественно, в своем
выступлении о. Евмений категорически отрицал оккультный и/или сектантский характер усовершенствованного им и его командой миссионеров-обновленцев варианта «Альфа-курса».
По его словам, сегодня в новом варианте нет ничего опасного для православных христиан и новоначальных, стремящихся узнать больше о Церкви и христианстве.
Напомню, что такие же речи этим же священнослужителем произносились осенью
2006 года на презентации в России адаптированной версии «Альфа-курса» с одноименным названием. Далее известно, какое продолжение имела та легенда – данное начинание не
смогло проникнуть и закрепиться в стенах православных монастырей и приходов лишь благодаря стараниям некоторых священнослужителей РПЦ и ряда представителей православной общественности, искренне переживающих за опасность
привнесения в Церковь извне чужеродных противоестественных православному вероисповеданию методик. Сегодня мы
наблюдаем следующую попытку запустить все тот же духовный вирус в Православие, но под другим названием и с немного видоизмененной начинкой.
В процессе проведения апрельского собрания миссионеров, отцу Евмению были заданы вопросы об источниках финансирования «Альфа-курса» и информационной поддержки
данного начинания – перевода и распространения специализированной литературы, фильмов, другой печатной и видео-продукции, посвященной продвижению этих по сути неправославных инициатив. В ответ игумен сообщил, что «духовно-просветительская программа «Путь» к «Альфа-курсу» никакого отношения не имеет и извне никогда не финансировалась».
О степени достоверности данного заявления с учетом изложенной выше информации судить трудно, поскольку произнесший эти слова человек до сих пор является православным
священником, однако подвергнуть сомнению его слова все же приходится – слишком много неопровержимых свидетельств
собрано за это время, которые способны изобличить такие монологи, от кого бы они не исходили. Однако это не ставится задачей данного информационного сообщения, оно должно с
помощью сжатой информации дать короткий анализ преемственности однотипных попыток игумена Евмения (Перистого) и его команды под видом безобидных программ пронести в Церковь еретическое сектантское учение.
По окончании дискуссии, которая по сути была сведена к монологам двух соведущих, пропагандирующих новую интерпретацию «Альфа-курса», собравшимся для подписания была
представлена подготовленная заблаговременно итоговая резолюция на имя председателя Миссионерского отдела РПЦ
МП, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова), в которой сообщалось следующее: «Духовно-просветительская программа «Путь» не содержит в себе ни-
каких элементов сектантского или оккультного учения и может быть использована в миссионерской практике Русской Православной Церкви».
Слава Богу, что среди присутствующих оказались здравомыслящие люди, осознающие степень
своей личной ответственности и ответственности тех церковных учреждений, которые они представляли, за свои поступки. Они отказались подписывать такую версию документа и
предложили внести в текст стенограммы проведения данного заседания сей факт вместе с дополнительным абзацем в
итоговом обращении на имя владыки Иоанна. В нем организаторы пообещали указать, что некоторые православные высшие учебные заведения выражают несогласие с внедрением
опыта «Пути» во всех епархиях и подобное решение требует проведения дополнительных глубоких научных и богословских изысканий на предмет выяснения степени возможности такого решения столь острого для всех нас вопроса.
Будем надеяться, что в ближайшее время священноначалие примет окончательное решение по данной проблеме, которая
уже на протяжении как минимум 3-х последних лет не дает покоя большинству прихожан и священнослужителей Русской Православной Церкви Московского Патриархата, день ото дня сталкивающихся с деятельностью псевдоправославных
миссионеров неопятидесятнического харизматического происхождения.
Электронный адрес статьи: http://www.rusk.ru/st.php?idar=105271
Другие адреса размещения: http://www.religare.ru/article54612.htm;
http://www.nevskiy.orthodoxy.ru/news/2008_05_30.html
Приложение 1
Фрагмент обращения участников круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью.
Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви»
к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
«Обращает на себя особое внимание тот факт, что в своей миссионерской деятельности, в том числе в процессе совершения паломнических поездок, при ведении социального
служения, до сих пор некоторые представители Русской Православной Церкви продолжают применять на наших согражданах инородные духовные практики, в частности, элементы
харизматического (неопятидесятнического) христианского движения, исповедующего совершенно неестественные для
Православия принципы ведения евангельских групп (миссионерский проект «Альфа-курс», видео-курс «Альфа и Омега», духовно-профилактическая программа «Путь» и т.п.).
Считаем совершенно недопустимым такой подход к миссионерскому служению со стороны священнослужителей Русской
Православной Церкви, в связи с тем, что применение технологии нейролингвистического программирования, куда входит и использование так называемого «эриксоновского»
гипноза (гипнотического внушения в состоянии бодрствования) при проведении встреч с прихожанами противоречит
святоотеческой традиции, способно привести к разделению нашей Церкви и уходу верующих россиян от истинной Православной веры».
В связи с этим было рекомендовано: «Благословить
создание рабочей экспертной группы по оценке деятельности групп «анонимные алкоголики/анонимные наркоманы» в лоне Русской Православной Церкви, а также проекта «Альфа-курс», духовно-профилактической программы
«Путь», использующих в своей практике методику нейро-лингвистического программирования, в том числе «эриксоновского» гипноза».
Подписано собственноручно 18 священнослужителями РПЦ из 9 епархий и 14 мирянами из 5 регионов России
15 декабря 2007 года, г. Москва
Электронный адрес документа: http://www.religare.ru/article50114.htm
Приложение 2
Обращение участников секции «Правовое государство и тоталитарные секты» XVI Международных Рождественских чтений
Выражаем нашу глубокую озабоченность тревожной ситуацией, сложившейся в связи с осуществлением игуменом
Евмением (Перистым) проекта адаптации к православному контексту неопятидесятнического (неохаризматического) «Альфа-Курса», известного также под названиями «Альфа и Омега» и «Путь».
Приведенные в выступлениях участников секции свидетельства позволяют сделать вывод, что организаторы «православного Альфа-Курса» систематически вводили в заблуждение архиереев и священнослужителей Русской Православной Церкви Московского Патриархата. При внедрении
программы «православного Альфа-Курса» произошло смещение заявленных аспектов: вместо адаптации протестантского содержания к православным формам миссии внедрялся типично неопятидесятнический опыт, замаскированный в
православные миссионерские приемы (организация трапез, искренний диалог и т.д.).
В своей деятельности игумен Евмений (Перистый) следует принципу эзотеризма, когда к «новым формам духовности»
приобщается лишь самый близкий круг его единомышленников, когда только «избранные» «принимали Духа», говоря на «языках» и принимая «откровения».
Рассматриваемый «православный аналог» «Альфа-Курса» имеет следующие существенные признаки неохаризматического движения:
– стремление к сверхъестественным переживаниям (когда ожидается, что присутствие Бога можно почувствовать физически), ожидание чудес и откровений от Бога;
– убеждение в том, что христианин должен процветать физически и в финансовом отношении, следуя «позитивному мышлению» (т.н. «Теология процветания» как характерный атрибут учения неохаризматического «Движения веры»);
– использование музыкальных инструментов на молитвенных собраниях;
– исполнение человека Духом Святым предполагает экстатические состояния, в частности, глоссолалию;
– неохаризматический сленг и полное отсутствие указаний на молитвенный опыт призывания помощи Божией Матери и святых угодников Божиих.
Немаловажным является факт распространения на указанных курсах радикальных экуменических идей, способствующих формированию ложных экклесиологических принципов,
подрывающих веру в Единство и Кафоличность Церкви Христовой. Это привело к самому тесному (вплоть до молитвенного и евхаристического) общению с неохаризматами (в частности, с таким известным проповедником, как Павел Савельев, и
адептами харизматической секты «Роса», а также других сект, входящих в объединение «Харизма») и ориентацией на опыт латвийской харизматической секты Алексея Ледяева «Новое поколение».
Кроме того, есть свидетельства о негативных последствиях применения «Альфа-Курса» в виде распада православных семей и возникновения душевного нездоровья.
У нас, как православных людей, подобные действия игумена Евмения (Перистого) и его сообщников вызывают чувства возмущения и протеста.
Ситуация усугубляется еще и тем, что игумен Евмений (Перистый) и его ближайшая сподвижница Н.В. Пономарева позиционируют свою деятельность как якобы имеющую отношение к Миссионерскому отделу Русской Православной
Церкви, что вводит в смущение православных христиан. До принятия соответствующего решения по этому вопросу мы
призываем духовенство Русской Православной Церкви воздержаться в своей миссионерской деятельности от использования названных методик.
До сих пор действиям игумена Евмения (Перистого) не дана должная богословская и каноническая оценка, в связи с чем
мы обращаемся к священноначалию Русской Православной Церкви с просьбой дать оценку деятельности в 2003–2007 гг. организаторов православного аналога «Альфа-Курса» («Альфа и Омега» и новое название «Путь»).
Обращение принято единогласно 122 участниками секции и по их поручению подписано рабочим президиумом секции в составе:
• Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима • Профессор А.Л. Дворкин (г. Москва)
• Протоиерей Александр Новопашин (г. Новосибирск) • Священник Лев Семенов, кандидат исторических наук, доцент (г. Москва)
30 января 2008 года, г. Москва Электронный адрес документа: http://www.rusk.ru/st.php?idar=112445
Приложение 3
Фрагмент из подборки материалов А. Зуевой «Апостасия»:
Мне не вернуть своего сына
Моя семья непоправимо пострадала от Альфа-курса. Мой единственный сын (я мать-одиночка) учился в православной семинарии. У него возникли проблемы с девушкой, и ему порекомендовали обратиться к «психологу» – игумену Евмению (Перистому), когда тот служил в Ивановской епархии в Решме. Я всегда воспитывала своего сына так, чтобы он имел уважительное
отношение ко всем священнослужителям и, как выяснилось, я поступала несколько необдуманно, так как не все пастыри могут
оказаться таковыми и по сути, и по содержанию. Мой Сереженька всецело доверился игумену Евмению и поведал ему о своих проблемах с девочкой. Тот взялся ему «помогать».
Когда я пишу эти строки, перед моими глазами лежит дневник моего покойного сына. Его нет, потому что о. Евмений ему «помог». Сначала мой сын был в восторге от о. Евмения и всячески хвалил и даже превозносил его и как священника, и как
психолога. Но через какое-то время отношение его к о. Евмению резко изменилось. Нескольким людям он сказал буквально следующее: «Отец Евмений сломал меня». Мы пытались
выяснить, что произошло, но мальчик был взволнован и огорчен как никогда и то, что он сказал, оказалось ужасным. Буквально он произнес следующее: «Отец Евмений сказал мне,
что у меня нет выхода, я безнадежен, остается одно: намылить веревку и повеситься».
Мой сын повесился… Потом я позвонила Евмению, здесь я не хочу его называть ни отцом, ни священником, ни игуменом.
И я сказала ему: «Ну что ж, мой сынок выполнил Ваше послушание. Он повесился». На что Евмений мне ответил: «Я нахожусь в другом духовном измерении. Не надо меня беспокоить. Ваш сын был болен».
Я пишу эти строки не потому, что я хочу что-то исправить в своей жизни, здесь уже ничего не исправишь, но я боюсь за тех молодых людей, которые находятся рядом с Евмением.
Мне не вернуть своего сына, но я переживаю за других детей. Если это письмо заставит задуматься хотя бы одну мать, дитя которой общается с Евмением, чья-то жизнь будет спасена…
Скорбящая мать».
Электронный адрес полной версии текста приложения: http://www.zaistinu.ru/articles/?aid=1673
|