|
Украинские харизматы уже находятся во власти. А российские?
Дата публикации: 7 июня 2006 г.
Любовь Балакирева
За последние годы на Украине произошли серьезные политические и социальные изменения. О роли, которую в этом сыграли украинские культовые организации, рассказывает главный редактор сайта «Украина сектантская» (ukrsekta.info)
Владимир Носков. Украинский журналист Владимир Носков профессионально занимается исследованием деятельности украинских сект последние пять лет. На его счету несколько сотен публикаций о религиозных конфликтах в Украине.
– Насколько сегодня на Украине реальна угроза проникновения во власть представителей нетрадиционных верований?
– Эта угроза реальна всегда и везде, если говорить о культовых группах, в которых жизнь адептов полностью подчинена одному или нескольким культовым лидерам. Я имею в
виду не только поведение адептов в самой группе, в обществе, не только формирование их политических симпатий, но
и внутреннюю духовную жизнь, контроль их мыслительных процессов, чувственных переживаний, или даже интимной
жизни. Приверженцы таких учений слепо копируют своего лидера, создают себя по его «образу и подобию». Давайте взглянем на этих самых лидеров наиболее крупных культовых групп Украины.
Самое многочисленное сектантское движение в Украине – харизматические церкви, учение и религиозная практика
которых с невероятной скоростью отдаляются от здорового протестантизма. Лидеры харизматов никогда не скрывали от
«внешнего мира» свои политические амбиции, стремление к построению в Украине «теократии». Если в 90-х годах в украинский парламент и региональные органы законодательной
власти баллотировались сами харизматические пасторы и их приверженцы, то ближе к концу 90-х и в начале 2000-х
их политическая активность была замечена и востребована политиками. Так в конце 90-х ряд харизматических лидеров
«помазали на царство» скандально известного экс-премьер-министра Украины Павла Лазаренко. Видеокассета с обрядом его «покаяния» и «помазания» обошла всю Украину.
Однако тогда тюремное заключение помешало «богоизбранному президенту» осуществить «божью волю». А уже 2000-е
годы продемонстрировали, что в массовых уличных политических акциях и агитационной работе адепты харизматических сект гораздо эффективней партийных активистов и политтехнологов.
– А Виктор Ющенко? Действительно ли он использовал «религиозные» вербовочные технологии на выборах?
– Это не является секретом для широкой общественности и для того, чтобы ответить на этот вопрос, даже не нужно быть
специалистом. Во время «оранжевой революции» за спиной Виктора Ющенко на Майдане стоял Филарет (Денисенко) – «Патриарх Киевский и всея Украины-Руси», расколовший
Украинскую Православную Церковь в 1992 г. и возглавляющий «Киевский Патриархат». Это видела вся страна, эти события освещали все информагентства мира. Для Филарета,
которого не признает ни одна традиционная каноническая церковь мира, и ни одно серьезное издание в мире, кроме украинских СМИ, не стало бы писать о нем без оговорки «не
признанный... и т.д.». Этот факт сегодня является основанием для того, чтобы заявлять о себе как о «духовном лидере
украинского православия – традиционной религии Украины». Следует заметить, что нынешняя украинская политика
в области свободы совести фактически направлена на поддержание подобного «имиджа» Филарета (Денисенко). Между тем, возглавляемая им «церковь» не является доминирующей в православной общественности ни востока Украины, ни даже ее запада.
Кстати, необходимость создания и «укрепления» в Украине
независимой от зарубежного руководства «поместной церкви», о которой регулярно делает официальные заявления Виктор Ющенко, распространяется только на Украинское Православие. Ни на крупные секты, руководящие центры которых
находятся за рубежом (в основном, в США), ни на католиков, руководимых Ватиканом, эта «необходимость» не распространяется. Я готов признать собственную некомпетентность,
если Виктор Ющенко сделает официальное заявление о «необходимости формирования в Украине поместной Католической Церкви, не подчиненной Ватикану».
– Давайте удалимся от проблем церковного раскола на Украине и сосредоточимся на событиях «оранжевой революции». Какова в ней роль именно новых религиозных движений?
– Первый украинский «Майдан» был отрепетирован еще в конце 2000 – начале 2001 гг. Все оппозиционные силы страны
ни тогда, ни позже не могли вывести на улицы Киева столько людей, сколько удавалось «по свистку» собрать, например,
фактическому лидеру украинских харизматов Сандею Аделадже. Около 20 тыс. марширующих по Киеву дисциплинированных адептов – далеко не предел возможностей харизматических лидеров. Сандей Аделаджа даже заявил
тогда, что в его разветвленной сети харизматических общин состоит около миллиона только активных членов. Естественно, обойти вниманием такую армию организаторы Майдана
не могли. Особенно, учитывая, что «старый режим», хоть и довольно вяло, но все же регулярно пытался депортировать
С. Аделаджу на родину – в Нигерию, по причине давно просроченной визы (главный харизмат страны въехал в Украину
еще в 1993 г.). Однако даже тогда нигерийскому проповеднику удавалось собрать в свою поддержку до 50 подписей
депутатов Верховной Рады Украины. А сегодня С. Аделаджа и вовсе не скрывает, что является носителем «оранжевых
идей» и даже готов «экспортировать» их в Россию (достаточно вспомнить его реакцию на отказ впустить его в Россию 31 мая 2006 г.).
Хочется добавить, что «проблема церковного раскола» имеет непосредственное отношение к проблеме тоталитарных культовых групп. Например, года 3-4 назад
в Украине был организован «совместный проект» Аделаджи и Филарета – так называемая Украинская Реформаторская
Православная Церковь, возглавил которую «рукоположенный во епископы» Аделаджей «архиепископ Сергий (Журавлев)».
Облаченные в рясы «батюшки» из харизматических сект в храмах с традиционно православным интерьером постепенно изживали почитание икон, вводили говорение на языках.
А изначальная государственная регистрация подобных «православных» общин проводилась Киевским Патриархатом.
Если бы в Украине резко не изменился политический климат, этот проект раскручивался бы и далее.
– Но ведь государственная машина не насаждает сектантскую пропаганду на Украине. Каковы же причины растущего влияния и распространенности сект?
– Данную пропаганду не нужно «насаждать». Достаточно не ограничивать ее, а миссионерские методы вовлечения людей в
секты и без того практически безупречны. Что касается растущего политического влияния, то причины, по которым политические партии включают в свои списки знаковые фигуры закрытого сектантского общества, уже ясны из вышеизложенного.
– Можно конкретные примеры?
– Уже всем известен Леонид Черновецкий – самый известный адепт Сандея Аделаджи. Черновецкий довольно успешно
(особенно учитывая наличие в Украине 2-х сверхпопулярных политических фигур – Виктора Ющенко и Виктора Януковича) баллотировался в 2004 г. на пост Президента Украины, а
в 2006 г. победил на выборах киевского мэра, набрав только в Киеве более 450 тыс. голосов. Возглавляемая им сегодня
Христианско-либеральная партия Украины является политическим крылом харизматического движения Украины и на
время выборов собирает вокруг себя партии поменьше под общим названием «Блок Леонида Черновецкого». В этом году блок получил немало стульев в киевском городском совете.
Структура набирает вес и, наверное, уже на следующих выборах попытается получить собственную фракцию в парламенте. Для этого понадобится получить около 800 тыс. голосов.
Можно отметить Владимира Стретовича – лидера партии «Христианско-демократический союз» – одной из шести партий, составивших президентский блок «Наша Украина».
По квоте ХДС в органы законодательной власти прошли многие пасторы, высокопоставленные адепты харизматических сект и их покровители.
Второй номер Блока Юлии Тимошенко и бывший руководитель Службы безопасности Украины Александр Турчинов номинально является пастором Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов. В Украине
сегодня под влиянием харизматов происходит «разжижение» традиционного протестантизма, уже давно идут процессы сближения баптистов с харизматическим движением. Юридические различия между ними будут стерты не скоро.
Возможно, и вовсе никогда. Но в Украине эти отличия приобретают все более формальный характер. Так, традиционные пятидесятники в Украине полностью поглощены и уже
фактически ничем не отличаются от харизматических сект и
открыто отождествляют себя друг с другом. Украинский баптизм может разделить их участь. Сначала произойдет смычка социально-политической роли этих деноминаций, а затем неизбежно и догматическая.
Всего в Верховную Раду в этом году, по некоторым данным, баллотировалось около 500 ставленников сект. А на уровне
регионов вообще нелегко подсчитать количество таких ставленников, успешно прошедших в местные советы. Уже можно говорить о том, что в Украине секты находятся у власти.
– Концепции национальной безопасности европейских государств включают в себя контроль над деятельностью
деструктивных культовых организаций. Не верится, что украинское руководство сознательно расшатывает традиционные устои общества.
– С трудом верится также в то, что учение, разработанное одним из харизматических лидеров постсоветского пространства Алексеем Ледяевым из Латвии и поддерживаемое харизматическими сектами в странах СНГ, получило название
«Новый Мировой Порядок» случайно. Нет, не случайно. Однако эти переписанные с заокеанских «конспектов» тезисы являются уже темой отдельного разговора о геополитике и нуждаются в комментариях, в первую очередь, политологов.
– Можете ли вы оценить ситуацию в России? Каковы перспективы?
– У вас в стране есть свои классные специалисты. Спросите их. Хотя и у меня кой-какой материал накапливается.
Электронный адрес статьи: http://www.religare.ru/analytics30328.htm
|