|
О проповеди в Православии
Очередное, в чем мы обвиняем православных, так это в том, что у них нет живой проповеди. Протестанты вот
постоянно проповедуют, евангелизируют и с усердием выполняют поручение Христа и одну из главных функций
Церкви. Правда ли то, что Православная Церковь не проповедует?
Нужно сказать, прежде всего, что это не так. Православная Церковь всегда проповедовала и проповедует.
Если говорить о проповеди миссионерской, то православные много стран обратили в христианство посредством проповеди.
Монахи первые ходили проповедовать. Сейчас в нашей стране, к примеру, нет такой необходимости провозглашать
Евангелие на улице, т.к. все до одного знают, что есть Церковь, где она находится, каждый, кто хочет, имеет
Библию. По телевидению передают православные проповеди и каждый, кто хоть немного усилий приложит для поиска
Бога, без особого труда может узнать все, что нужно о вере, получить Библию или поговорить со священником.
Православные не ходят по электричкам и вокзалам, как «свидетели Иеговы», но это не значит, что они не
проповедуют. Очень сомневаюсь, что в настоящее время это лучшая форма для проповеди. Такой метод использовали
Апостолы, но тогда не было телевидения, газет, христианских книг, Церквей повсеместно, и это был единственный путь
провозглашения Евангельского учения и призыва. Когда я захотел узнать учение Церкви и стал интересоваться, за год я
узнал просто море информации; так что, это неправда, что Православная Церковь не проповедует. У человека должен
быть поиск Бога, и тогда он сможет познать и найти Его. Протестанты же часто просто навязываются, и это уже может
стать метанием бисера перед свиньями.
Нужно сказать и о других существующих методах проповеди. Какие нам
известны виды и формы проповеди? 1. Общественная речь.
2. Проповедь личная, одному человеку. 3. Жизнью можно проповедовать, без слов.
4. Картины. 5. Песни и музыка. 6. Фильмы и телепередачи.
7. Газеты и журналы. 8. Книги. 9. Интернет.
Много и других есть возможностей проповедовать.
В Православии, вообще, главный миссионерский принцип такой, как выразил его Серафим Саровский: «Стяжи Духа
Святого, и тысячи с тобой спасутся». Люди, такие как Серафим Саровский, Сергий Радонежский и др., которые
ставили себе цель освящаться и спасаться, как правило, никого не искали и не бегали ни за кем, чтобы проповедовать
Евангелие. Их самих искали тысячи людей, потому что, как сказал Христос, не может укрыться город, стоящий на верху
горы (Мф. 5:14). Звон одних колоколов является уже проповедью и призывом в Церковь. Когда священник идет в
рясе по городу, это тоже своеобразная и сильная проповедь и свидетельство о Христе и вере. Церковь проповедует даже
посредством цветов. Черный цвет – это цвет поста, скорби. Желтый – цвет святых Апостолов и епископов. Красный –
цвет Пасхи и мучеников. В зеленый цвет облачаются священнослужители, когда празднуется праздник Троицы и
чтится память преподобных (святых в монашестве); в голубой – если праздник Богородицы и т.д.
На данный момент
Церковь использует все из перечисленных методов для проповедования, а может, и какие-нибудь другие. Каждую
службу священник обычно проповедует, и есть много сборников проповедей на целый год, составленных для тех,
кто испытывает трудности в подготовке своих проповедей.
Почти при каждом храме проводятся сейчас занятия по изучению основ веры для детей и взрослых. Сейчас это все
интенсивно возрождается после советской власти. Но лучшая форма проповеди сейчас – это книги. Во времена Апостолов
книг было ничтожно мало; они были необычайно дороги, и многие люди были, к тому же, безграмотны. Но сейчас у нас
грамотные все, и книги гораздо доступнее и дешевле. Т.е. сейчас мы можем послушать не только нашего пастора, но и
Августина, и Златоуста, и многих других великих проповедников, которые были в Церкви за всю ее историю.
Нужно только взять книгу, усадить свое тело за стол и часами назидаться лучшими проповедями и учением. Это во время
коммунистического правления священникам запрещали проповедовать принародно и христианской литературы было
практически невозможно достать, но и тогда тот, кто хотел, мог поговорить со священником лично. Люди могли слышать
пение, чтение Псалтыри, Евангелия, молитв в Церкви; видеть картины, иконы; читать книги тех же русских классиков,
творчество которых насыщенно религиозным содержанием.
Священник Дудко, который все же проповедовал общественно в то время, несмотря на все запреты, советовал читать
русских классиков как источник для духовного питания, так
как Библию было почти невозможно достать. Для нас же сейчас важно то, что этой проблемы уже не существует: ходи
в храм, на воскресную школу, смотри телепередачи, читай Библию и литературу, газеты и журналы, лично встречайся со
священниками и рядовыми верующими, езжай в монастыри и там пообщайся с монахами – выбирай, как нравится, лишь бы
хватало усердия и желания слушать проповеди и успевать их исполнять. Даже при небольшом усилии, если человек будет
ходить раз в неделю в Церковь, прочитывать по 1-2 главы из Евангелия в день и одну книгу за месяц или два, то он будет
вполне церковным человеком, знающим, в главном, учение своей Церкви. Жаловаться нужно на другое, что люди, и
протестанты более всего, не хотят ни знать, ни слышать того, что проповедует и чему учит Православная Церковь. Взять
даже случай моего обращения. Подавляющее большинство из моих самых близких друзей и родных не захотели ни знать, ни слушать ничего.
Никому и знать не хочется того, чему учит Православие – и это истинная проблема. Церковь же всегда
проповедовала всеми доступными для Нее на каждый момент времени способами. Протестантам же следует знать, что они
вообще не имеют права проповедовать, ведь «как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10:15). А
протестантов Бог не посылал на проповедь. Они сами себя послали на совершенно чуждую и враждебную Христу и Церкви проповедь.
|