Благовест :: книга "Руководство к изучению Свщ. Писания Нового Завета" :: послания Ап. Павла :: Первое послание к Тимофею
главная благовест г.Макеевка о городе символика фото города мнения всяко-разно ссылки р.и.о. гостевая контакты   назад :cодержание: вперед

Первое послание к Тимофею

   cведния о Тимофее
   повод к написанию Первого послания к Тимофею
   цель написания первого послания к Тимофею
   содержание послания
   экзегетический разбор Первого послания к Тимофею

Сведния о Тимофее

Святой Тимофей был любимейшим учеником и неутомимым сотрудником св. ап. Павла (Римл. 16:21). Во многих посланиях Апостол Павел восхваляет его высокими похвалами. Родился он в Ликаонском г. Листре в Малой Азии. Сведения о том, как св. Тимофей стал учеником Апостола Павла, мы находим в кн. Деяний.
 Город Листру ап. Павел посетил во время своего первого проповеднического путешествия. Там он вместе с Апостолом Варнавою исцелил хромого от рождения, и язычники, пораженные чудом приняли его за бога Меркурия, а Варнаву за Зевса и собирались принести им жертву. Когда же Апостолы убедили их, что они не боги, а посланники истинного Бога, посланные Им для того, чтобы отклонять людей от ложной веры и приводить к истинной, и растолковали им, в чем заключается эта истинная вера, они во множестве оставляли свое прежнее языческое нечестие и обращались ко Христу.
 По преданию в числе уверовавших была бабка Тимофея Лоида и мать его Евника. Вероятно, они были иудеянки, еще до обращения своего в христианство старавшиеся привить Тимофею страх Божий и обучить его ветхозаветному закону Божию, что видно из слов Апостола Павла, обращенных потом к Тимофею: “ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса” (2 Тим. 3:15). Из слов самого Павла мы видим, что вера благочестивой бабки Лоиды и матери Евники перешла и к самому Тимофею (2 Тим. 1:5), (см. Деян. 14:6-19).
 Когда ап. Павел во II-ое свое проповедническое путешествие вновь прибыл в Листру, братия в Листре и соседнем городе Иконии дали ему доброе свидетельство о вере и благочестии Тимофея (Деян. 16:1-2), и св. Апостол, прозревая в нем своего будущего усердного сотрудника, пожелал взять его с собой. Т.к. отец его был необрезанный эллин, то Апостол Павел, держась своего правила “всем быть для всех” (1 Кор. 9:20-22), обрезал его перед выходом из Листры “для иудеев, находившихся в тех местах” (Деян. 16:3). Это было необходимо для того, чтобы Тимофей мог свободно действовать в иудейском обществе, т.к. иудеи не желали иметь общения с необрезанными и не стали бы слушать его проповеди: он не имел бы свободного доступа и в синагоги, с которых св. Павел обычно начинал всегда свою проповедь о Христе.
 Особого повествования о трудах святого Тимофея в книге Деяний мы не находим. Его история сливается с историей проповеднических трудов Апостола Павла. Где был Апостол Павел, там почти всегда был и Тимофей, помогая ему, либо исполняя его поручения по разным городам и новооснованным церквам христианским. Из надписаний ряда посланий св. Апостола Павла видно, что св. Тимофей был с ним в Риме во время его первых уз. Вскоре после того Апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа для города Ефеса. Затем он дважды писал Тимофею, наставляя его и давая ему указания в его новой ответственной пастырской деятельности.
 Второе из этих посланий написано св. Павлом уже из вторых его уз в Риме, которые закончились мученической смертью Апостола. Посетивши Апостола в Риме по его просьбе, св. Тимофей возвратился в Ефес и правил тамошней церковью до своей кончины, тоже мученической, пользуясь руководством и св. Апостола Иоанна Богослова, который также жил в Ефесе и оттуда руководил пастырской деятельностью всех асийских пастырей.
 Во время заточения свя. Иоанна Богослова на о. Патмосе дело руководства всеми церквами Малой Азии исполнял за него св. Тимофей.

на верх

Повод к написанию Первое послания к Тимофею

Св. Тимофей был поставлен во Епископа во время IV-го проповеднического путешествия ап. Павла в г. Ефесе. Находясь в первых узах в Риме более года, ап. Павел душой и сердцем стремился повидать своих духовных чад в новооснованных им общинах (Филип. 2:19, 23-24). Поэтому, получив свободу, он отложил на некоторое время свой первоначальный план посетить Испанию (Рим. 15:24) и направился в Малую Азию, на что есть указание в 2 Тим. 4:13-20.
 Тут он в 65 г., обнаружив появление зловредных гностических ересей, распространяемых “хищными волками, не щадящими стада”, о которых предсказывал еще при прощании с ефесскими пресвитерами (Деян. 20:20-30), “умолил” сопутствовавшего ему Тимофея остаться и “пребыти во Ефесе” и поручил ему крепко “увещевать некоторых, чтобы они не учили иному, и не занимались баснями и родословиями бесконечными”.
 Желая крепче соединить Тимофея с Ефесом, стоившим великому Апостолу языков 3-хлетних напряженнейших трудов (Деян. 19:1-10), ап. Павел рукоположил его во Епископа Ефесского, несмотря на относительную его молодость (от 30 до 35 лет), а сам направился далее в Македонию, куда неудержимо влекло его отеческое сердце (1 Тим. 1:3-4).
 Когда он находился в Македонии, до него дошли печальные слухи об усилившихся во Ефесе лжеучениях. Св. Тимофей никогда почти не разлучался с святым ап. Павлом, а если и посылался куда-либо на время пo поручению, то всегда действовал под ближайшим наблюдением и руководством Апостола . Теперь он остался один на самостоятельном высоком посту.
 Отечески к нему расположенный ап. Павел не мог не видеть, как трудно ему отстаивать свою ефесскую паству от вторгшихся в нее “хищных волков”. Поэтому он и поспешил ему на помощь своим посланием, которое отправлено было из Македонии, вернее всего из Филипп, куда обещался ап. Павел прибыть и где имел побуждение побыть подольше.
 Временем написания этого послания был период между I-ми и II-ми узами или IV-ое путешествие ап. Павла, между 63 и 64 годами по Pождестве Xристовом.

на верх

Цель написания Первого послания к Тимофею

Цель этого послания видна из слов самого ап. Павла: “Сие пишу тебе, надеясь вскоре приити к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины” (1 Тим. 3:14-15).
 Оставляя Тимофея в Ефесе, св. Павел, конечно, многое сказал ему, но мог и не успеть и не иметь времени подробно рассказать все нужное. Поэтому теперь, опасаясь, как бы не стали пренебрегать его юностью (1 Тим. 4:12), он пишет ему целое руководство пастырской деятельности — “такое завещание, чтобы он мог воинствовать, как добрый воин и как мудрый и опытный старец” (1 Тим. 1:18).

на верх

Содержание Первого послания к Тимофею

Первое послание ап. Павла к Тимофею содержит в себе 6 глав. Содержание его распадается на следующие отделы:
  1) Наставления Тимофею, как вероблюстителю (гл. 1);
  2) Наставления ему, как предстоятелю Церкви:
     а) относительно церковных собраний (гл. 2);
     б) относительно лиц, избираемых в клир (гл. 3:1-13).
  3) Общие наставления о должном прохождении высокого архипастырского служения:
     а) об основной истине христианского вероучения (гл. 3:14-16);
     б) правила архипастырского учительства словом и жизнью (гл. 4: 1-16);
  4) Наставления, как учить и руководить пасомых, в зависимости от их разного состояния (гл. 5-6:19) и
  5) Заключительное увещание самому Тимофею (гл. 6:20-21).

на верх

Экзегетический разбор

Начинается послание обычным надписанием: “Павел посланник Иисус Христов, по повелению Бога Спаса нашего и Господа Иисуса Христа, упования нашего” — называет здесь себя св. Павел “посланником”, или “Апостолом”, желая с особой торжественностью засвидетельствовать авторитетность того, что собирается писать Тимофею, присному, т.е. подлинному, истинному чаду по вере, коею он породил его духовно. Этими словами он похваляет Тимофея, желая сказать, что по вере он походит на него, как сын на отца.
 1-ая глава состоит из наставлений Тимофею, как блюстителю веры. Апостол учит Тимофея увещевать христиан, чтобы они не занимались вопросами, производящими споры, но не служащими к назиданию, а ведущими лишь к пустословию (с. 3-7). Он должен разъяснять значение Закона Божьего, положенного собственно не для праведников, а для беззаконных и непокорных, и раскрывать, что истинная праведность достигается верою во Христа Иисуса, пришедшего в мир спасти грешников, из которых первым себя признает сам ап. Павел, как бывший прежде хулителем и гонителем Христовой веры, а теперь представляющий собою наглядный пример помилования и оправдания грешников (ст. 8-17).
 Изречение “закон положен не для праведника” (ст. 9) имеет тот смысл, что праведник, т.е. получивший отпущение грехов и благодатное обновление жизни, уже не нуждается в указаниях закона, ибо им руководит благодать Святого Духа.
 “Праведнику не лежит закон”, говорит св. Иоанн Златоуст, “потому что он не дожидается того, чтобы закон научал его тому, что нужно делать, имея внутри себя наставляющую его благодать Святого Духа, — не нужно наставление тому, кто не имеет недостатка в наставнике”.
 “Из которых я первый” (ст. 15), — блж. Феодорит пишет, что “Апостол, называя себя первым из всех грешников, простирается за самый предел смирения”. “В этом Апостол являет настоящий образец для всех кающихся”, говорит епископ Феофан. Вот почему эти слова вошли у нас в молитву перед причащением. Такое смиренное сознание своей крайней греховности является отличительным признаком каждого истинного христианина.
 В заключение ап. Павел, воздает хвалу Богу (ст. 17), увещевает Тимофея не быть равнодушным к вопросам веры, но ревновать и воинствовать, подобно доброму воину против врагов веры, воодушевляясь собственной верой и своей чистой совестью.
 “Главное и в пасомых и в пасущем — вера и благая совесть” (еп.Феофан). Как обратный и устрашающий пример измены вере и доброй совести, св. Павел приводит Именея и Александра, которых он “предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать” (ст. 18-20). He в первый раз Апостол употребил это наказание. В Коринфе подобному же наказанию был подвергнут кровосмесник (1 Кор. 5:5).
 По мысли св. Иоанна Златоуста это наказание состояло прежде всего в отлучении согрешившего от общества верующих, после чего он поступал во власть сатаны. Надо полагать, что виновные подвергались в результате этого и каким-либо видимым казням — болезням и лишениям телесным или исступлению ума.

 Bo 2-ой главе содержатся наставления Тимофею, как предстоятелю церкви, и в первую очередь — о церковных собраниях.
 Апостол учит, что на церковных собраниях, т.е. на богослужениях, прежде всего должны произноситься “молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте” (ст. 1-2).
 “Священник есть”, говорит св. Иоанн Златоуст, “как бы общий отец целой вселенной; поэтому прилично ему заботиться обо всех, подобно тому, как печется о всех Бог, на службу которому он поставлен”. Вследствие того Апостол и заповедует молиться за всех без исключения людей, не только за принадлежащих к Церкви, но и за “внешних”, т.е. непринадлежащих к ней.
 Особенно же надо молиться за царя и за представителей государственной власти, дабы вся деятельность их направлялась ко благу их подданных, и не только внешнему, но и внутреннему — “благочестию и чистоте”, (ст. 2) — “Ибо это” (т.е. молитва за царя) хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (ст. 3-4) — ясно, что эта молитва должна быть молитвою о спасении всех, а потому она и приятна Богу, желающему спасения всем людям.
 Догматическая важность этих слов в том, что ими опровергается безотрадное лжеучение реформатов, учащих о безусловном предопределении Божием, независимо от воли людей. Ибо зачем молиться о тех, которые все равно предопределены к вечной погибели?
 “Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех” (ст. 5-6) — это сказано в доказательство того, что все люди, без исключения, призываются ко спасению, ради искупительных заслуг “единого ходатая человека Христа Иисуса”. Христос называется здесь только “Человеком” для того, чтобы подчеркнуть, что Ходатаем за нас Он стал, благодаря Своему вочеловечению, как истинный Человек. Этими словами не исключается молитвенное ходатайство за нас святых угодников Божиих, как пытаются утверждать это сектанты. Христос назван здесь единым Ходатаем в том смысле, что единственно Он Один принес за нас искупительную жертву на кресте, но этим нисколько не упраздняется молитвенное ходатайство за нас людей, достигших спасения и желающих своими молитвами помочь нам достигнуть его.
 “Таково было в свое время свидетельство” (ст. 6) — свидетельство о том, что Мессии-Искупителю надлежит пострадать за людей было дано еще в древних пророчествах.
 “Для которого я поставлен проповедником”, (ст. 7) т.e. для проповеди об этом свидетельстве я и поставлен.
 Далее Апостол говорит о том, кто, где и как должен совершать общественные молитвословия в церковных собраниях.
 “Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения” (ст. 8) — богослужения церковные должны совершаться мужами — предстоятелями церквей, а женщины не должны ни совершать богослужений, ни выступать в молитвенных собраниях со словом учения. Об этом св. Павел прямо писал Коринфянам: “жены ваши в церкви да молчат... неприлично жене говорить в церкви” (1 Кор. 14:34-35).
 Как видно из Деян. 14:23 ап. Павел во всех основываемых им церквах учреждал клир, рукополагая пресвитеров. В 1 Кор. 14:40 он заповедует, дабы все в церквах совершалось благообразно и по чину. Посему, несомненно, что под этими “мужами” разумеются предстоятели церквей. Молитвы эти, или богослужение может совершаться “на всяком месте”, а не в одном Иерусалимском храме, как было в Ветхом Завете.
 Так исполнилось проречение Господа самарянке, что наступает час, “когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу” (Иоан. 4:21), т.е., что христианское богослужение не будет привязано к одному определенному месту, как предрекал это и пророк Малахия: “на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву” (1:11). Как должны совершаться эти молитвы, или богослужение христианское, выражают слова: “воздевая чистые руки”, т.е. молитвенному воздеянию рук должно соответствовать и возвышенное настроение души — “чистые руки”, или чистая незапятнанная пороками совесть и свобода от “гнева и сомнения”, т.е. злых чувств против ближнего и всяких сомнений и колебаний.
 Затем Апостол делает наставления женам о том, как они должны вести себя в церковных собраниях: “чтобы также и жены, в приличном одеянии со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию” (ст. 9-10) — т.е. женщины должны являться в молитвенные собрания в скромных целомудренных одеждах и думать не о внешних украшениях, но о внутреннем благоукрашении себя добрыми делами.
 “Жена да учится в безмолвии... а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии” (ст. 11-12) — здесь запрещается женщинам учительство в церкви, т.е. произнесение поучений при общественных молитвенных собраниях, ибо такое учительство было бы равносильно властвованию над мужем, между тем, как Слово Божие повелевает жене быть в подчиненном положении у мужа.
 Но учительство жены вне церковных собраний этим не запрещается. “Так Прискилла”, говорит блж. Феодорит, “вместе с Акилою оглашала здравым учением Аполлоса: так верной жене не запрещено оглашать неверного мужа”, “детей же учить даже повелено им” (Экум.). To, что женщина должна находиться в подчиненном положении и не претендовать на главенство, Апостол выводит из истории сотворения первых людей и их грехопадения: сначала был сотворен Адам, а потом Ева, и не Адам первый согрешил, а жена его. Еще в кн. Бытия 2:18, 20, 22 сказано, что жена сотворена как помощница мужу, а помощник естественно занимает второстепенное значение после того лица, которому он назначается в помощь.
 Из того, что жена первая согрешила, Апостол делает вывод о большей удобопреклонности жены ко греху, а потому и о неспособности ее главенствовать. Надо, конечно, иметь в виду, что Апостол разумеет здесь не отдельных женщин и мужчин, среди которых могут быть исключения и в ту и другую сторону, а целый женский и мужской пол.
 “Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием” (ст. 15) — здесь, конечно, не о том говорится, что самый физический процесс чадородия послужит жене во спасение, a o том, что спасение женщины и, следовательно, жизненное призвание ее — быть матерью и воспитательницей своих детей.
 “В том не малая, но великая будет состоять для них награда”, говорит св. Иоанн Златоуст, “что они воспитали ратоборцев Христу”.
 Блж. Феофилакт говорит тоже: “не родить только, но и воспитать должно; и это есть настоящее деторождение; иначе же это не деторождение, а деторастление”. Таким образом, женщина приобретет себе спасение, если чрез свое чадородие будет содействовать распространению и утверждению царства Христова на земле, воспитывая истинных чад и воинов Христовых.

 3-я глава говорит относительно лиц, избираемых в клир, а последние стихи ее излагают основную истину христианского вероучения.
 “Если кто епископства желает” — здесь под “епископством” разумеется и пресвитерство — “доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен”. Толкуя это место, надо обратить внимание прежде всего на то, что, изложив требования, каким должен удовлетворять “епископ”, Апостол сразу переходит к “диаконам”, ничего не говоря о II-ой степени священства — о пресвитерах.
 Мы уже видели, что в апостольские времена еще не установлены были строго наименования этих 2-х высших степеней священства, а потому “епископами”, или “блюстителями”, по исполняемой ими должности “блюсти” свою паству назывались и пресвитеры (см. Деян. 20:17-28, а также Филип. 1:1). На вопрос, что здесь разумеет Апостол под епископством, блж. Феодорит так и отвечает: “Пресвитерство. Тогда одних и тех же называли пресвитерами и епископами ... но явно, что епископам первым надлежит сохранять сии законы, как приявшим большую честь”.
 Почему желающий епископства доброго дела желает? Тут имеется в виду, конечно, не стремление к почестям, связанным с этим саном, а ревностное желание послужить Церкви во благо ближних, потрудиться для их спасения. Что касается требования для епископа быть мужем одной жены, то это требование не то означает, чтобы кандидат во епископы “двух жен не имел зараз, ибо это и всякому христианину воспрещено; но чтобы однажды был женат, был одноженец. Того, кто на второй жене женат, не следует избирать в епископы” (еп. Феофан).
 Христианская Церковь издревле, хотя и разрешала второй брак, но всегда относилась к нему неодобрительно, предпочитая честное вдовство второбрачию. Почему Амвросиаст и пишет: “Хотя иметь вторую жену не воспрещено, но достойный епископства должен воздерживаться и от позволенного другим, по причине высокости сего чина. Желающий его должен быть несравненно выше всех”.
 К этому блж. Феофилакт прибавляет: “говоря сие, Апостол не законополагает, что епископ непременно должен быть женат. Как мог повелеть это говоривший: “Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я” (1 Кор. 7:7). В настоящее время это апостольское правило исполняется так, что только к пресвитерскому сану допускаются лица, состоящие в первом браке, а епископами могут быть только безбрачные девственники или вдовцы по первом браке.
 В апостольской древности и в первые века христианства безженство не было безусловно обязательным для епископов потому, как поясняет тот же блж. Феодорит, что в те времена трудно было найти между обращенными иудеями и язычниками людей, проводящих строгую девственную жизнь: “язычники не упражнялись в девстве”, говорит он, “иудеи не дозволяли его, потому что плодородие почитали благословением”. Но когда с возрастанием и расширением Церкви Христовой стало умножаться число девственников, отказывавшихся от брака, ради Царствия Небесного (согласно Матф. 19:11-12), тогда епископов стали избирать преимущественно из девственников, что окончательно узаконил VI Вселенский Собор своим 12-м правилом.
 Следующие требования, какие предъявляются к кандидату во епископы, во-первых то, что он должен отличаться добрыми нравственными качествами, как с внутренней стороны — быть трезвым, целомудренным, благочинным, честным, страннолюбивым, — так и со стороны внешнего своего поведения — не пьяница, не бийца, не сварлив ... но миролюбив, — а вместе с тем обладать и умственными данными — быть учительным; во-вторых, он должен доказать свою способность к управлению Церковью умелым и успешным управлением своего собственного дома, и, в-третьих, не должен быть из новообращенных в христианство, чтобы не возгордиться своим скорым возвышением.
 Еще важное требование — он должен “иметь доброе свидетельство от внешних”, (ст. 15) т.е. от нехристиан — не иметь дурной славы за какие-либо порочные дела у язычников и вообще всех непринадлежащих к Церкви, дабы не опорочить в их глазах Церковь Христову, как возвышающую лиц нравственно недостойных (3:1-7).
 Требования, предъявляемые к кандидатам во диаконы, весьма сходны с требованиями, которые предъявляет Апостол к кандидатам во епископы.
 “Диаконы также должны быть честны (т.е. подобает быти), не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы” ... и т.д. Перечисляя качества диаконов, Апостол не говорит об учительности, но зато прибавляет, что они должны иметь “таинство веры в чистой совести”, что по объяснению блж. Феофилакта значит: “с хранением правого догмата иметь и жизнь непорочную. Ибо чистая совесть бывает при непорочной жизни”.
 Апостол требует также, чтобы они подвергались предварительно испытанию, а хорошо служащие удостаивались бы высших степеней. В свою речь о диаконах Апостол вставляет несколько слов и о “женах”: “равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем” (ст. 11) — в русском переводе здесь курсивом добавлены слова: “жены их (т.е. диаконов) должны быть”, и некоторые современные толковники полагают, что здесь идет речь о женах диаконов, но все древние толкователи, как св. Иоанн Златоуст, блж. Феодорит, Экумений, Феофилакт, а также наш современный толкователь еп. Феофан вполне основательно считают, что эти слова Апостола относятся к институту диаконисс, существовавшему в древней Церкви, и перечисляются тут качества, которыми должны отличаться не просто жены диаконов, а жены, служащие Церкви, т.е. диакониссы, о которых упоминает еще VI Вселенский Собор в своем 14 правиле.
 В конце 3-ей главы излагаются 2 чрезвычайной важности догматические истины:
  1) “Церковь Бога живого, столп и утверждение истины” (ст. 15) — мысль, что “единственный руководитель учителю истины в истине есть Святая Церковь”, и
  2) “великая благочестия тайна: Бог явился во плоти” (ст. 16) — первая и основная истина, которую надлежит проповедывать учителю истины.
 В словах “Церковь Бога живого, столп и утверждение истины” заключается важное учение о непогрешимости Церкви, ибо Церковь не есть только видимое внешнее собрание людей, верующих во Христа, но вместе с тем и невидимый дух, единодушие, вера, учение, связующие их между собой и с Главою их Христом Господом. Отдельные лица, члены Церкви могут погрешать, но вся Церковь в целом никогда не может погрешить и отступить от истины. Выражается эта истина в догматах, принятых Церковью, в неизменно сохраняющемся в ней апостольском и отеческом предании, таинствах, богослужении, во всем том, что составляет дух Церкви, передающийся от древних времен к позднейшим.
 Это православное учение о непогрешимости Церкви извращено римо-католиками и протестантами. Римо-католики приписали непогрешимость Церкви одному лицу — папе Римскому, а протестанты, не желая признавать авторитета Священного Предания, хранимого Церковью, отвергли самое учение о непогрешимости Церкви. С этой целью вышеприведенный текст они толкуют по своему. После слов: “Церковь Бога живого” они ставят точку, и следующие слова: “столп и утверждение истины” относят не к Церкви, а к “великой благочестия тайне”, читая все это место таким образом: “Столп и утверждение истины и беспрекословно великая тайна благочестия в том, что Бог явился во плоти”. Но такое чтение противно смыслу греческого текста и древним святоотеческим толкованиям этого места. Все Отцы Церкви относили слова “столп и утверждение истины” к Церкви.
 “И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе” (ст. 16) — в этих словах св. Павел указывает своему ученику Тимофею, какую истину христианского вероучения он должен положить в основу своей проповеди.
 “Сию истину”, говорит еп. Феофан, “Святая Церковь возвещает и подтверждает самим существованием своим. Ибо она есть здание, коего основание есть Христос Господь (1 Кор. 3:11), есть тело, коего Глава есть Он же — Бог Слово, соделавшееся плотью. Как видящий живое тело, в этом самом имеет удостоверение о главе, и видящий прочное здание — удостоверение об основании, так видящий Церковь удостоверяется, что несомненно “Бог явился во плоти”. Этой истиной св. Павел предлагает Тимофею мерять всякое учение и несогласное с нею отвергать, как противное христианству.
 “Оправдал Себя в Духе” — значит, что Дух Божий, почивший на Иисусе Христе (Матф. 3:16) засвидетельствовал на самом деле, что Он есть воплотившийся Сын Божий: об этом красноречиво говорят все великие дела, знамения и чудеса, которые творил Он силою Духа Божия (Матф. 12:28), животворное учение, которое благовествовал, будучи помазан Духом Божиим и преисполнен Его благодатью (Лук. 9:18; Иоан. 7:17).
 “Показал Себя Ангелам” значит, что и Ангелы, подобно нам, увидели Сына Божия, Которого прежде не могли видеть, ибо и им недоступно лицезрение Самого Божеского естества, как оно есть, а только в проявлениях Его.
 “О таинство”, восклицает блаженный Феофилакт: “с нами и Ангелы увидели Сына Божия, не видевши Его прежде. Ибо, говорит Евангелие, “се, Ангелы приступили и служили Ему” (Матф. 4:11). И не здесь только, но от самого рождения до вознесения они служили Ему. Во время рождения Ангелы поют песнь Ему и благовествуют о Нем пастырям, и во время вознесения служат Ему”. Во время же вознесения Ангелы узрели Богочеловека во всей Его пренебесной славе (Евр. 1:6; 1 Петр. 3:22).
 Почему явление Бога во плоти названо “тайной”? Потому что оно непостижимо для ума человеческого. Великая тайна и в том, что Бог, явившийся во плоти “проповедан в народах, принят верою в мире”, (ст. 16) ибо проповедь о воплотившемся и потом распятом Боге естественно должна была казаться соблазном для иудеев и безумием для эллинов, и тем не менее она покорила весь мир и преобразовала его.
 Что касается “славы”, в которой “вознесся” Бог воплотившийся, то об этом так рассуждает еп. Феофан: “Хотя самое то — “вознесся во славе”, но надо полагать, что вознесение Господне было сопровождаемо особой некой славою, не виденной людьми, но узренной Ангелами и воспетой их славословием”.
 “Такова великая тайна нашего благочестия”, говорит еп. Феофан, “и вместе сила воплощенного домостроительства, по всему пространству вселенной возвещаема, исповедуема и дивно действующая. Она — основание Церкви, которая в силу сей тайны ей вверенной и есть столп и утверждение истины. Она — основание спасения всякого верующего. Верующему чаще надлежит поминать о ней, нежели как часто дышать”.

 В 4-ой главе ап. Павел дает Тимофею правила архипастырского учительства словом и делом, предупреждая прежде всего о имеющих появиться лжеучителях — отступниках от веры христианской.
 “Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским” — под “последними временами” здесь разумеются не “последние времена” в узком смысле слова, которые наступят перед концом мира и вторым пришествием Христовым, а “последние времена” в широком смысле слова, под которыми и здесь и во многих других местах подразумевается последняя эпоха существования человечества — эпоха, наступившая на земле со времени пришествия в мир Спасителя мира и совершения Им Своего искупительного дела спасения человеческого рода (ср. 1 Кор. 10:11).
 Об этих лжеучителях Апостол предупреждал еще ефесских пресвитеров в своей личной прощальной беседе с ними (Деян. 20:29-30). Под “превратными разговорами” разумеются всякие ложные учения, противные духу истинной веры, как происходящие от бесов (2 Кор. 11:13-15). Но были в Ефесе и в собственном смысле слова “учения бесовские”, о чем говорится в кн. Деяний 19:13, 19.
 Внешней чертой зтих лжеучителей будет лицемерие — принятие на себя вида каких-то особенных людей, будто постигших всю премудрость, одевание в личину святости. Характерная черта их — “сожженние в совести своей”, (ст. 2) т.е. такое состояние, будто у них совесть сожжена или будто они сами обожжены своею совестью.
 Блж. Феодорит пишет: “сожженными совестью назвал их Апостол, показывая крайнюю их бессовестность, потому что прижигаемое место, омертвев, теряет прежнюю чувствительность”, а они действительно дошли до такого нравственного состояния, будто совести у них нет или они сами стали глухи к ее внушениям. Греческое слово, употребленное тут и означающее: “нажигать знак” дает повод к еще одному толкованию употребленного Апостолом выражения. Как ныне это делают животным, в древности беглым рабам и преступникам на плечах и на лбу выжигали особые отличительные знаки. Так и эти лжеучители носят на своей совести “нажженные знаки своей нечистой жизни” (ст. 1-2).
 Апостол указывает затем только 2 характерных черты лжеучения, очевидно, как наиболее бросавшиеся всем в глаза: “запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил” — здесь речь идет, конечно, не о подвигах безбрачия и воздержания, а об особом отношении к плоти и ее требованиям, которое проповедывали эти еретики несомненно те же, о которых писал ап. Павел и в послании к Колоссянам (Кол. 2:21-23). Это — предтечи расцветшего во II веке гностицизма, проповедывавшего дуалистический взгляд на плоть, как на местопребывание злого начала в человеке. Особенная опасность этого лжеучения в том, что оно подрывало самый догмат о воплощении Сына Божия, ибо, если плоть есть зло, произведение диавола, как учили, например, Енкратиты, воспрещавшие брак, и Манихеи, осуждавшие употребление мяса и вина, как веществ, изобретенных сатаною, то Сын Божий не мог бы принять на Себя действительной человеческой плоти, а только призрачную, и тогда все значение искупительных страданий Сына Божия теряло бы свою силу (ст. 3).
 В противность лжеучителям Апостол говорит, что “всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою” (ст. 4-5) — нет ничего нечистого самого по себе: все может быть употребляемо в пищу и христианин не должен ничем гнушаться или брезгать, как скверным, ибо все созданное Богом “хорошо весьма” (Быт. 1:31). Призывание имени Божия и молитвенное обращение к Богу перед вкушением пищи освящает всякую пищу (ст. 4-5).
 “Внушая сие братиям”, т.е. ограждая свою паству от лжеучителей, “будешь добрый служитель Иисуса Христа” (ст. 6), потому что пастырство ведет свое начало от Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. Здесь характерно, что Тимофей — епископ — назван по-гречески “диаконос”, что значит “служитель” — новый пример безразличного употребления названий, еще не установившихся вполне в Апостольской Церкви.
 “Питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал” — здесь указывается на важную обязанность доброго пастыря: поучая свою паству, поучаться и самому в истинах святой веры, назидая самого себя и укрепляя в нравственной христианской жизни.
 “Сила Апостольского слова здесь в слове: “питаемый”. He только других наставляй, но и сам упражняйся в этом”, говорит св. Иоанн Златоуст, “подобно тому, как мы каждый день употребляем телесную пищу, так и слово о вере всегда принимать и им всегда питаться должно”.
 “Негодных же и бабьих басен отвращайся” (ст. 7) — можно полагать, что “баснями” Апостол называет здесь смесь лжеучений, составившихся из “лживого перетолковывания иудеями ветхозаветного закона” и “эллинских бредней” (мифологии).
 “Упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей” (ст. 7-8) — слово “обучать” или “упражнять”, употребленное здесь Апостолом, в греческом тексте напоминает о гимнастике, т.е. о телесных упражнениях, которые дают телу человека гибкость, ловкость и силу. Здесь мы имеем образное сравнение: и в духовной жизни необходимо упражняться. Если люди употребляют иногда столько времени и трудов на малополезную гимнастику, то тем более нужно упражнять свой дух в подвигах благочестия. Ради этого-то мы все и трудимся, говорит Апостол, и терпим поношения, и об этом-то и следует всем пастырям учить свою паству (ст.8-11).
 Далее Апостол Павел в лице Тимофея предлагает назидание всем пастырям, желающим, чтобы никто не пренебрегал ими, даже если они юны возрастом, каким был Тимофей.
 “Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” (ст. 12) — здесь говорится об общей обязанности пастырей быть образцом для своих пасомых во всех отношениях: “словом” — т.е. пастырь должен быть образцовым учителем и проповедником, а также заботиться и о том, чтобы и в частных разговорах речь его всегда была назидательна, благоговейна и прилична; “житием” — умение держать себя во взаимообращении с людьми, иметь такт житейский; “любовию”— относиться ко всем с чувством искренней отеческой любви; “духом” — верующие должны видеть и чувствовать, что их пастырь духовный человек, а не мирской, рассеянный и светский; “верою” — пастырь должен быть примером правой, неколеблющейся веры; “чистотою” — т.е. целомудрием и непорочностью, не только внешней телесной, но и внутренней, сердечной, чистотою своих помыслов.
 “Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением" (ст. 13) — это так поясняет св. Иоанн Златоуст: “внемли чтению Божественных писаний, утешению тех, которые имеют в том нужду, учению, обращенному ко всем вообще”. Здесь имеется в виду чтение священных книг Ветхого Завета, поскольку священные книги Нового Завета еще не были тогда все собраны и не вошли еще во всеобщее употребление. Чтение слова Божия в церковных собраниях сопровождалось во времена апостольские толкованиями пророчеств и прообразов и разными наставлениями. Всеми этими видами самообучения проповеди верующим и увещевает св. Павел заниматься Тимофея, пока сам не придет, имея в виду очевидно дать Тимофею еще более подробные наставления касательно его епископских обязанностей.
 “Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства” (ст. 14) — это место обличает неправомыслие протестантов и сектантов, отрицающих Богоучрежденность церковной Иерархии и таинство священства. Ап. Павел решительно говорит здесь, что священство это есть особое дарование, или дар Божий (2 Тим. 1:6), живущий не во всех, а лишь в избранных лицах и сообщаемый посредством особого символического действия — возложения рук священничества (ср. 1 Тим. 5:22). Под “пророчеством” можно понимать или особое указание свыше, по которому Тимофей был избран епископом, или самые священные слова, которые произносились при его поставлении — самая форма иерархического поставления или молитва, с которой совершалось рукоположение.
 Почему здесь говорится о “Священничестве”, когда известно, что Епископа, каковым был Тимофей, еще с Апостольских времен рукополагают Епископы же, a не священники? Здесь говорится не о “священниках”, как таковых, а о носителях вообще священного сана. Мы уже знаем, что в Апостольские времена еще не были строго установлены названия иерархических степеней, и названия “епископы” и “пресвитеры” часто употреблялись одно вместо другого.
 Кроме того нет никакой возможности допускать, что Тимофея рукополагали во Епископа священники, уже потому, что из 2 Тим. 1:6 ясно видно, что Тимофей был рукоположен самим Апостолом Павлом.

 Глава 5-ая содержит наставления, как учить и руководить пасомых в зависимости от их разных состояний. He на всех одинаково может и должен действовать мудрый пастырь, но сообразно с особенностями каждого, в зависимости от возраста, положения в Церкви, положения в обществе и внешнего состояния.
 Прежде всего Апостол дает наставления, как вести себя пастырю по отношению к двум противоположным возрастам: престарелому и юному.
 “Старца не укоряй” (ст. 1) — по греческому подлиннику: “не кричи на старика, не брани унизительно, не срами его”, но “утешай”, в смысле “увещевай”, как отца, т.е. отнесись почтительно, как бы к своему отцу согрешившему. Таково же должно быть отношение пастыря к старицам — как к матерям. В отношении же юных нужно держать себя дружелюбно и ласково, как бы в отношении к своим братиям и сестрам, ибо “ласковостью скорее можно достигнуть того, в чем не всегда успевает авторитетная власть (Амвросий).” Здесь Апостол делает только оговорку в отношении женского пола: “со всякою чистотою”, т.е. с соблюдением полной целомудренности в речах и во всех отношениях, дабы и другим не давать нехороших подозрений, и свое сердце оградить от греховного влечения (ст. 1-2).
 С 3 ст. по 16 ст. Апостол говорит о вдовицах.
 “Вдовиц почитай, истинных вдовиц” (ст. 3) — слово “чтить” Апостол употребляет здесь в смысле “помогать”, брать на церковное попечение. Смысл этого увещания, след., таков: “бери на церковное попечение вдовиц доброго поведения, заслуживающих милосердия и заботы о них”.
 Смысл следующего 4 стиха тот, что вдовы, имеющие близких родственников, не должны обременять Церковь своим содержанием, а дети или внуки должны учиться оказывать честь своей матери или бабке, питая их и делая им всякое добро (Экум.).
 Суть следующего наставления в 5 ст. та, что на церковное содержание можно брать и не старых вдовиц, если они зарекомендовали себя благочестивой жизнью, отказавшись от второго брака и ведя жизнь целомудренную с надеждой единственно на помощь Божию.
 Таким благочестивым вдовицам Апостол в 6 стихе противопоставляет “сластолюбивых”, о которых говоорит, что таковые “заживо умерли”, т.е. в живом еще теле носят умерщвленную грехами душу. Таковым Апостол заповедует внушать, чтобы они обратились к непорочной жизни (ст. 7).
 “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного” (ст. 8) — обличение это, надо полагать, направлено против тех, которые стараются сбыть своих престарелых родственников на церковное содержание, не желая заботиться об их пропитании.
 Далее от 9 по 16 ст. Апостол говорит о том, что на церковное служение и на полное содержание Церкви должны быть принимаемы вдовицы, не менее, как шестидесятилетние, бывшие женою одного мужа, известные своими добрыми делами, но не молодые, падкие на разного рода грехи. Некоторые толковники полагают, что здесь идет речь о кандидатках в диакониссы, к которым и предъявляются условия, сходные с условиями, которым должны отвечать кандидаты в диаконы. Но некоторые считают, что здесь просто продолжение речи о вдовах, заслуживающих попечения Церкви. Таким вдовицам, которые чувствуют себя неспособными жить в честном вдовстве, Апостол советует лучше вступать во второй брак, нежели уклониться с доброго пути жизни, примеры чего Апостолу известны, как видно из его слов: “ибо некоторые уже совратились вслед сатаны” (ст.15), что по мнению св. Иоанна Златоуста, значит: впали в блуд.
 В 16 ст. Апостол снова повторяет, что верные сами должны заботиться о своих родных вдовицах, не обременяя их содержанием Церковь.
 Во второй части 5-ой главы с 17 по 25 стих Апостол учит Тимофея, как поступать епископу в отношении пресвитеров.
 “Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении” (ст. 17) — здесь под “честью”, которой должны сподобляться усердствующие пресвитеры, св. Иоанн Златоуст понимает “попечение”, “доставление им всего необходимого” для жизни, что подтверждается и следующим стихом 18.
 “Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях” (ст. 19) — это потому, что пресвитеры избираются из людей наиболее достойных, а потому и всякое обвинение на них представляется наименее вероятным, а затем и потому, что по самому роду и характеру своей деятельности пастырско-обличительной и наставительной, они естественнее всего могут страдать от клеветы и ложных обвинений. 2 или 3 свидетеля в таких случаях требовались и по ветхозаветному закону (Втор. 19:15).
 “Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели” (ст. 20) — речь идет здесь все о тех же пресвитерах, обвинение против которых будет доказано. “Но не больше ли будет соблазна”, спрашивает св. Иоанн Златоуст, “когда пред всеми станешь обличать?” и отвечает: “когда узнают грех и не будут видеть наказания, тогда действительно станут соблазняться. Ибо от того, что согрешившие останутся ненаказанными, многие естественно и сами поползаются на грех; как наоборот от того, что они бывают наказываемы, многие исправляются. Так действовал и Бог. Он вывел Фараона на среду (на показ всем) и наказал: видим также, что явно пред всеми получили наказание и Навуходоносор, и многие другие люди и города. Следовательно Апостол хочет, чтобы все имели страх пред епископом и поставляет его над всеми”.
 Далее Апостол говорит о том, с какой крайней осторожностью надлежит епископу избирать лиц, предназначающихся к священному рукоположению.
 “Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами (как бы на Страшном Суде ставит себя св. Павел с Тимофеем) заклинаю тебя сохранить сие (т.е. то, что касается рукоположения на служение Церкви) без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. Рук ни на кого не возлагай поспешно” (ст. 21-22) — некоторые считают, что слова 21 стиха относятся к предыдущему, т.е. к речи о суде над пресвитерами, но другие склонны относить их к начинающейся новой речи о рукоположении: и рукополагать, так же, как и судить, надо без пристрастия, тщательно расследовав дело.
 “Надлежит прежде исследовать жизнь рукополагаемого”, говорит блж. Феодорит, “а потом призвать на него благодать Духа”.
 “И не делайся участником в чужих грехах”, (ст. 22) т.е. “в грехах рукополагаемаго, возводя недостойного на степень тайносовершителя для народа” (Экум.).
 “Храни себя чистым” — по ходу речи можно понять: чистым от вменения грехов рукополагаемого, но другие толковники видят здесь заповедь св. Тимофею — блюсти его собственную нравственную чистоту: “о целомудрии дает урок; целомудрие блюсти увещевает” (Экум. и Феоф.). “Связь с предыдушим будет такая: но распознавая, достойны ли рукоположения другие, смотри, своего достоинства не потеряй” (еп. Феофан).
 Вспомнив о слабом здоровье Тимофея и как бы умеряя строгий урок о чистоте, св. Павел разрешает далее Тимофею употреблять “немного вина, ради желудка твоего” (ст. 23). Смысл и связь речи тут такая: “слыша сие: “храни себя чистым”, ты не бросься на больший подвиг воздержания. He делай этого. Тебе, по состоянию твоего здоровья, напротив нужно некое послабление, и ты с этих пор, не одну пей воду, но употребляй немного и вина” (еп. Феофан).
 В 24 и 25 стихах, ведя речь все о том же, Апостол хочет сказать, что не у всех грехи явны, а потому нужно особенно тщательно исследовать жизнь кандидатов к рукоположению, не подвержены ли они каким-либо тайным грехам, могущим обнаружиться впоследствии и явно. Равным образом, и добродетели у некоторых могут быть тайными, а потому полезно отыскивать и рукополагать таких лиц, могущих с честью послужить Святой Церкви.

 Глава 6-ая содержит важные наставления, разрешающие в духе христианства важный жизненный вопрос о социальном неравенстве, столь волнующий людей особенно в наши новейшие времена.
 Общий смысл этих наставлений тот, что христианству чужды насильственные общественные перевороты. Говоря современным языком, христианство улучшения общественных отношений достигает путем эволюции, путем воспитания широких масс человечества на началах подлинной христианской любви, равенства и братства; путь же революции христианство осуждает, как путь злобы, насилия и крови.
 Поэтому и говорит Апостол: “Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение” (ст. 1). Особенно внимательны должны быть рабы к “верным” господам (т.е. христианам).
 "He должно думать, что благочестие служит для прибытка. Кто учит иному и спорит, тот горд и ничего не знает" (ст. 3-5). Исходя из мысли, что недовольство общественным строем в большинстве случаев покоится на страсти сребролюбия и любостяжания и зависти к богатым и только прикрывается авторитетом евангельских истин о братстве, равенстве и свободе, Апостол предостерегает от любостяжания и внушает быть довольным малым (“Имея пропитание и одежду, будем довольны тем”. ст. 8). Внешние же материальные блага опасны, ибо часто ведут ко впадению во многие грехи и беды: “ибо корень всех зол есть сребролюбие” (ст. 10). Апостол учит Тимофея быть образцом бескорыстия и нестяжания и увещевать богатых, чтобы они уповали не на богатство свое, но на Бога.
 “О, Тимофей! храни преданное тебе”, так кончается послание, подчеркивая тем всю важность для веры Апостольского предания, хранимого Церковью (ст. 20).

на верх

  <-- назад :cодержание: вперед-->
© 2007-2008   Вадим-C ®   Все права защищены    написать письмо
Используются технологии uCoz