|
Второе послание к Тимофею
побуждения к написанию Второго послания к Тимофею
время и место написания Второго послания к Тимофею
цель написания Второго послания к Тимофею
содержание послания Второго послания к Тимофею
экзегетический разбор Второго послания к Тимофею
Побуждения к написанию Второго послания к Тимофею
Это послание можно рассматривать как предсмертное завещание ап. Павла своему любимому ученику и сотруднику Тимофею. “Я уже становлюсь жертвою”, пишет в нем ап. Павел: “и время моего отшествия настало” (2 Тим. 4:6). Co скорбью говорит здесь Апостол о переживаемом им тяжком одиночестве, ибо прочие ученики или оставили его, “возлюбив нынешний век” (4:10) или разосланы им по разным поручениям. Апостол просит Тимофея придти к нему скорее и привести с собою Марка (4:9, 11), а также принести ему некоторые вещи: фелонь, который оставил он в Троаде у Карпа, “и книги, особенно кожаные” (4:13).
Таким образом, побуждением к написанию этого послания было желание ап. Павла, в предчувствии своей близкой кончины, повидаться со своими преданнейшими учениками и преподать им свое последнее предсмертное назидание и завещание.
Время и место написания Второго послания к Тимофею
Время и место написания этого послания можно определить по указаниям, которые дает само послание. В нем ап. пишет: “не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его” (1:8), а также: “благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз” (2:9).
Итак, ясно, что это послание написано святым Апостолом из уз. Видно также, что это были римские узы, ибо Апостол, похваляя Онисифора, который не стыдился уз его, говорит, что он, “быв в Риме, с великим тщанием искал его и не нашел” (1:16-17). Это несомненно также были вторые узы, а не первые, ибо в первых узах св. Павел пользовался относительной свободой, мог проповедывать, сообщал о себе успокоительные известия малоазийским церквам (Деян. 28:30-31; Ефес. 6:19-20; Кол. 4:8) и не только не ждал себе смертного приговора, но наоборот выражал уверенность в своем скором освобождении (Филип. 2:24) и приготовлял даже помещение себе в Колоссах у Филимона (Филим. 1:22).
Между тем, теперешнее его заключение было совсем иного рода: он страдал в нем, как злодей (2 Тим. 2:9), проповедь его встречала сильное сопротивление (4:17), он оставлен всеми (4:16) и чувствует предстоящую ему в недалеком будущем насильственную смерть (4:6), а свое единственное утешение видит лишь в том, что “готовится ему венец правды, который даст ему Господь, праведный Судия, в день оный” (4:6-8).
Имея в виду все это, как древние, так и новые толкователи считали второе послание к Тимофею последним посланием ап. Павла, написанным им из Рима незадолго перед его мученической кончиной в конце 66 или в начале 67-го года пo Pождестве Христовом.
Цель написания Второго послания к Тимофею
Вызывая к себе в Рим возлюбленного ученика своего Тимофея, св. Павел небыл, однако, уверен, что доживет до этого свидания, а между тем его весьма заботили все те многочисленные трудности, которые приходилось переносить св. Тимофею в его пастырском служении в Ефесе. Там умножились люди, сопротивлявшиеся евангельской истине, подобно высокомерным волхвам, сопротивлявшимся некогда Моисею, “люди развращенные умом, невежды в вере, люди имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся”, вкрадывавшиеся в домы для обольщения не утвердившихся во благочестии людей, и особенно женщин (2 Тим. 3:5-8).
Апостол ожидал для Тимофея и еще больших трудностей, предрекая, что “злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь” (2 Тим. 3:13), и “что будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (4:3-4).
Вследствие всего этого, ап. Павел, предполагая вначале писать Тимофею только по своим личным нуждам, решил потом “приложить к посланию еще нечто о добром пастырствовании” (еп. Феофан). А т.к. этот предмет важнее всяких личных просьб, то он и занял в послании преобладающее положение, а просьбы Апостола стали лишь как бы приписками.
Итак, цель послания — воодушевить св. Тимофея к неослабному бодрствованию и мужеству в его пастырском служении.
Содержание Второго послания к Тимофею
Второе послание ап. Павла к Тимофею содержит в себе всего 4 главы. Оно разделяется на 3 части:
1) Вступление с надписанием и приветствием и обозначением главного предмета послания (1:1-6);
2) Наставительная часть, в которой ап. Павел дает наставления Тимофею, как он должен проходить свое пастырское служение (1:7-4:8);
3) Послесловие, излагающее личные побуждения ап. Павла к написанию этого послания (4:9-22).
Экзегетический разбор Второго послания к Тимофею
Начинается это послание обычным надписанием: “Павел Апостол Иисус Христов волею Божиею”. Высказав свою сильную любовь к “Тимофею, возлюбленному сыну”, и вспомнив нелицемерную веру бабки его Лоиды и матери Евники, св. ап. Павел напоминает Тимофею “возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение” (ст. 6).
Здесь ясно сказано, что в таинстве священства подается рукоположенному особый благодатный дар Божий, а потому глубоко неправы протестанты и сектанты, отвергнувшие таинство священства и тем лишившие себя законного благодатного пастырства, ведущего свое преемство от святых Апостолов. Этот благодатный дар надлежит пастырю “возгревать”, конечно, ничем иным, как огнем пастырской ревности — добросовестным исполнением пастырского служения.
Первый отдел наставительной части в 1-ой главе излагает указания ап. Павла на тот плод, которым прежде всего может обнаружиться в Тимофее возгревание полученного им чрез Апостольское рукоположение благодатного дара. Апостол увещевает Тимофея не стыдиться “свидетельства Господа нашего Иисуса Христа (т.е. проповеди о Кресте Его, который для иудеев есть соблазн, а для эллинов безумие)”, но и страдать, если потребуется, вместе с благовестием Христовым, воодушевляясь высотою совершенного Христом Спасителем дела домостроительства нашего спасения и руководствуясь примером, как самого ап. Павла, так и примером Онисифора, которого св. Павел похваляет за то, что тот не стыдился уз Павловых, “но быв в Риме, с великим тщанием искал его и нашел”, (ст. 17) в то время, как все Асийские ученики оставили Павла (ст. 7-18).
2-ая глава содержит более подробные увещания к твердости духа и самоотвержению при прохождении пастырского служения. Здесь ап. Павел сравнивает пастырское служение со служением воинским и увещевает Тимофея не бояться тех страданий, которым он может подвергнуться, как “добрый воин Иисуса Христа”. “И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить” (ст.2), т.е. то, что ты слышал от меня о Господе Иисусе Христе и о совершенном Им деле спасения человечества, что я говорил тебе, не робея и не на ухо, а открыто и при всех, не боясь обличений и гонений от неверующих, то самое передай “верным людям, которые были бы способны и других научить”.
Под этими “верными людьми” толковники древние и новые понимают епископов и пресвитеров. Речь здесь идет о том, что св. Тимофей должен подготовлять среди верующих лиц, достойных рукоположения во епископы и пресвитеры, чтобы передать им все истины Богооткровенного учения, а в особенности, как некоторые толковники полагают, образ совершения таинств церковных, который передавался тайно и устно, как уверяет св. Василий Великий, хотя при свидетелях из круга старейших верных, чтобы вернее сохранился. Это относится к епископам и пресвитерам, коих имел рукополагать св. Тимофей” (Фотий у Экум., еп. Феофан).
Далее св. Павел воодушевляет Тимофея к перенесению страданий за благовестие примерами, как доброго воина, так и ристалищного состязателя, трудящегося земледельца и, наконец, высочайшим примером Самого Господа Иисуса Христа, Который прежде чем войти в славу Свою чрез воскресение, много потерпел и даже умер на кресте.
“Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа”, т.е. будь готов на всякие труды и скорби в деле благовестия о Христе (ст. 3).
“Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику” (ст. 4). — этими словами не требуется от пастыря полного отречения от всяких забот земной жизни, ибо сам Апостол говорит, что пастырю надлежит, между прочим, “хорошо управлять домом своим”, следовательно, он может заботиться о нуждах своего семейства, даже так, что “а кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?” (1 Тим. 3:4-5).
Канонические правила воспрещают пастырю принимать на себя только такие должности и занятия мирские, которые отвлекали бы его от достойного служения Церкви.
“Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться” (2:5) — здесь Апостол проводит сравнение между подвигом пастырствования и состязания на ристалище. Как ведущий состязание на ристалище лишь тогда получает награду (увенчивается), когда ведет состязание в полном согласии со всеми предписанными правилами, так и пастырь лишь тогда получает награду от Бога за свои труды, когда будет трудиться с соблюдением всех правил, предписываемых Словом Божиим для добраго пастырствования.
“И состязание на играх”, говорит блж. Феодорит, “имеет некоторые законы, по которым атлетам надлежит состязаться. А кто не no этим законам ведет борьбу, тот не получает венцов”. “Так и пастырю надлежит пастырствовать не как попало, но со строгою осмотрительностью и разумным ведением дела, надлежит сообразовать свои действия и с местом, и с лицом, и с течением дел внешних и внутренних, житейско-гражданских и духовно-благодатных” (еп. Феофан).
“Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов” (ст. 6) — это — третий пример. Пастырь напоминает собою не только воина и состязающегося на ристалище, но и земледельца, который трудится, желая получить плоды от обрабатываемой им земли. Так и пастырю естественно ожидать плодов от своего ревностного пастырского делания.
“Увидишь такие плоды”, говорит еп. Феофан, “и вкусишь от них утешение и обрадование духовное, кои напитают душу твою слаще меда и сота”. Мысль об этих плодах и должна воодушевлять пастыря к достодолжному прохождению им своего пастырского служения, как воодушевляется подобною же мыслью и земледелец.
Далее Апостол внушает Тимофею вникать в глубокий смысл приведенных им примеров и воодушевляет его мыслью о воскресении Христовом и о своих собственных страданиях за благовествование о Христе (2:7-10). Такой же путь страданий неизбежно предстоит и каждому доброму пастырю, но окончится он соцарствованием Христу: добрый пастырь должен воодушевлять себя мыслью, что будет разделять со Христом Его славу (2:11-13).
С лжеучителями Апостол советует не вступать в словопрения, ибо они “нимало не служат к пользе, а к расстройству слушающих” (ст. 14). Вместо этого пастырь должен давать всем добрый пример своею жизнью (2:14-16).
Среди обличаемых им лжеучителей св. Павел вспоминает “Именея и Филита, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было.” Это несомненно родоначальники гностицизма, отвергавшего воскресение тел и понимавшего воскресение в духовном смысле: они учили, что душа, исходя из тьмы неведения и лжи и вступая в свет истины, оставляя порок, воскресает к новой жизни (2:17-18).
Предупреждая смущение от еретиков, св. Павел говорит, что они не могут поколебать своими лжеучениями Церковь: “но твердое основание Божие (т.е. Церковь Христова) стоит, имея печать сию: "познал Господь Своих"; и: "да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа” (2:19).
На Церкви, как на здании Божием, есть надпись или печать, состоящая из 2-х частей. Первая часть ее: “познал Господь Своих” — это значит, что истинно принадлежащие Богу ведомы Ему и не могут быть подвигнуты в вере, ибо благодать Божия настолько перестроила весь их внутренний мир, что они крепко утвердившись в истине, стали избранниками Божиими и не боятся никаких еретических смущений и козней. Вторая половина надписи, сияющей на избранниках Божиих: “да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа” — это значит, что такие избранники Божии не только устами исповедуют свою принадлежность Богу, но и делами всей своей жизни. Иными словами здесь указываются 2 стороны истинно-христианской жизни: вера и жизнь по вере, или благочестие.
“А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении” (2:20) — смысл этого изречения тот, что, как в большом доме есть разные сосуды, не одинаковой ценности и достоинства, так и в Церкви Христовой есть разные члены: совершенные и не совершенные.
Далее Апостол и увещевает Тимофея стараться быть “сосудом в честь”, бегая “похотей юных”, под которыми разумеются не только блудные похоти, но и вообще всякие неразумные юношеские порывы, и держаться “правды, веры, любви, мира”, уклоняясь от глупых и невежественных состязаний и внушая не ссориться, но с кротостью наставлять противников веры (2:21-26).
В 3-ей главе Апостол предрекает страшное усиление зла и нечестия на земле.
“Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны” ... и т.д. (3:1-5). Хотя эти слова относятся к последним временам существования мира и человечества, но, как мы уже видели, под “последними временами” можно разуметь весь период времени, начавшийся с приходом Христа Спасителя в мир и совершения Им дела искупления человечества. Поэтому ближайшим образом эти слова Апостола относятся все к тем же лжеучителям, о которых говорил он и в прошлой 2-ой главе. Характерная черта их та, что они будут иметь лишь внешний вид благочестия, т.е. будут притворщиками-лицемерами (ст. 5).
“К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями” (ст. 6) — из истории сект давно известно, что сектантские вожди для более успешного распространения своих лжеучений старались приобретать сочувствие себе прежде всего в кругу, ведших рассеянный светский образ жизни, женщин. Эти женщины при своей несерьезности и по привычке жить более чувствами и фантазией, гораздо легче поддавались обольщению лжеучителей, и, служа в то же время к удовлетворению страстей своих обольстителей, сами скоро делались орудиями обольщения.
Блж. Иероним пишет по этому поводу: “Симон волхв основал свою секту с помощью бесстыдной Елены, Николай Антиохийский, человек любострастный, водил за собою толпу женщин, Монтан деньгами привлек к себе Приску и Максимиллу и обольстил их; Арий совратил сначала сестру императора, а потом уже начал совращать и прочий мир православный. Донат находил поддержку в деньгах Луциллы и проч. (Биб. Алл. т. VIII, стр. 199).
“Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины” (ст. 7) — это говорится о тех же лжеучителях, которые из любопытства увлекаются новыми философскими течениями, литературными сочинениями, ища во всем чего-то “нового” и модного.
“Их неспособность познать истину”, говорит блж. Феофилакт: “не есть естественный недостаток, а есть следствие неправого направления их воли”.
“Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии (т.е. лжеучители) противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере” (ст. 8) — Ианний и Иамврий это имена египетских волхвов, противившихся Моисею, известные св. Павлу, как видно, из иудейских преданий, ибо в книгах Священного Писания о них не говорится. В настоящее время имена эти мы находим в Таргуме Ионафана (на Исх. 7:11 и 20:22) и в Талмудических книгах, например, в книге Зогар.
Ефес также славился волхвами, почему это сравнение вполне приличествовало положению вещей. Этим сравнением св. Павел предупреждал Тимофея, какое ждет его противоборство со стороны лжеучителей и с какой решительностью должен он бороться с ними.
В следующем 9 стихе слышится ободрение для Тимофея: и эти волхвы “не преуспеют более”: “развеется навеянный ими туман и исчезнут призраки” (еп. Феофан) (ст. 9).
Далее Апостол похваляет Тимофея за то, что он последовал во всем его проповеднической деятельности, полной лишений и скорбей и утешает его мыслью, что “все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы” (ст. 10-12) — “человеку, который борется со злом, не возможно не испытать скорбей” (еп. Феофан).
“Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь” (ст. 13) — “нисколько не смущайся”, говорит св. Иоанн Златоуст, “если они благоденствуют, а тебя постигают искушения”, ибо они только кажутся преуспевающими, a на самом деле лишь “прельщают” других и сами “прельщаются”. Это состояние гибельного самообмана. Им помогает сам враг человеческого рода”.
“А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен” — (ст. 14) — научился Тимофей от ап. Павла; но, конечно, не свой личный авторитет выставляет здесь св. Апостол, а ту благодать Святого Духа, которая явно руководила им в его апостольских трудах, вразумляла и наставляла его.
“Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса”. (ст. 15) — второе побуждение для Тимофея твердо хранить принятое им учение, знание им, благодаря его матери и бабки иудеянкам, с детства, ветхозаветных писаний, которые подготовляли человечество к приходу Мессии в пророчествах и прообразах. Апостол и указывает затем на великое значение Священного Писания для каждого, а тем более духовного руководителя верующими, пастыря Церкви: “все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (ст. 16-17).
Священное Писание научает нас как догматам веры, так и добрым правилам жизни, обличая ложь и исправляя худые нравы. Отсюда ясна вся важность изучения Священного Писания, особенно для пастыря, ибо пастырская деятельность в том и состоит, что “полезно для научения”. По Апостолу Богодухновенное Писание: полезно для научения людей истине и добру, в обличении их заблуждений и пороков, в исправлении их нравов и убеждений и в наставлении, т.е. в укреплении их на пути праведности. Если столь полезно и важно было Священное Писание Ветхого Завета, которое, конечно, имеет в виду здесь ап. Павел, то тем более необходимо и важно Священное Писание Нового Завета, которое во всей полноте раскрывает нам волю Божию и служит ключем для надлежащего понимания и ветхозаветного откровения.
В первых 8-ми стихах 4-ой главы ап. Павел излагает заключительные пастырские наставления св. Тимофею, a затем гсворит о своих личных делах, видимо, и послуживших поводом к написанию всего послания. Здесь ап. Павел с силою заклинает своего ученика Тимофея, напоминая ему суд Божий — не быть небрежным в исполнении своих пастырских обязанностей и внушает ему: “проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием” (ст. 1-2). В этих словах перечисляются все роды пастырской деятельности, в соответствии с нравственным настроением пасомых. “Настой” это значит: стой всегда на том, чтобы проповедывать, — проповедуй непрестанно, говори неутомимо. He так, чтобы поговорить однажды и довольно, но всегда говори и учи (Феофил.).
Что значит: “во время и не во время”? — Это значит: “не назначай определенного времени, пусть будет тебе всегда время для этого, а не только — во время мира, спокойствия или пребывания в церкви; хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы в узах, хотя бы готовился идти на смерть, и в это время обличай и не переставай вразумлять” (св. Иоанн Златоуст). Смысл выражения “не во время”, конечно, тот, что пастырь должен быть “безвременным”, т.е. не выбирать и не дожидаться удобного времени только по отношению к себе, а не к пасомым. Например, было бы странно спящего и утомленного работой пасомого будить для наставительной беседы с ним, но если самого пастыря, отдыхающего, позовут для исправления его пастырских обязанностей, он не должен медлить и отговариваться. Странно было бы пастырю навязываться со своими речами там, где его совсем не расположены слушать и даже не хотят принимать, но когда его зовут или когда он сам видит, что слово его может быть необходимо или полезно, он должен пренебречь своими личными неудобствами и идти проповедывать туда, куда зовет его пастырский долг.
Почему нужно спешить и стараться использовать каждый благоприятный случай для проповеди? — Потому что “будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (т.е. будут избирать себе лишь таких учителей, которые своими речами будут приятно щекотать слух): и от истины отвратят слух и обратятся к басням” (ст. 3-4). “He может быть ничего выразительнее этого слова: “эписоревсуси” — “изберут”: оно означает беспорядочную толпу учителей, которые притом будут избираемы и утверждаемы в своем чине учениками” (св. Иоанн Златоуст).
“А эти при сем выборе будут действовать не по здравому разуму, но будут избирать таких, которые станут поблажать их похотям, и только угодное им и говорить и делать” (Феоф.).
“Льстили бы слуху” указывает и на красноречие этих учителей, но более на лесть, на принаравливание вкусам слушающих. Истина для таких людей станет горька, и они обратятся к “басням”, т.е. ко всяким мечтательным учениям, которые занимают воображение привлекательными фантазиями, оставляют в покое совесть, не пробуждая ее и не тревожа требованием исправления неисправного в воззрениях и жизни” (еп. Феофан). Таково, например, нынешнее увлечение теософией, оккультизмом и всевозможными философскими и сектантскими лжеучениями, отвечающим вкусам современного человека, тяготящегося аскетическими требованиями истинного христианства.
“Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое” (ст. 5) — выражением: “будь бдителен” определяется общий внутренний характер деятельности или настроение доброго пастыря. “Быть бдительным” значит внимать всему, острозорко смотреть за всем и во все стороны, не угрожает ли откуда опасность пасомым, и сообразно с этим направлять свою пастырскую деятельность. “Переноси скорби” — этим определяется общий внешний характер пастырской деятельности. Этим словом “означается не собственно страдание и гонение за веру, а отрицается всякий покой” — “поднимай всякий болезненный труд, не жалея и не щадя себя, коль скоро сего требует благо пасомых” (еп. Феофан). Рассеянная и роскошная жизнь, искание увеселений и приятных развлечений не к лицу истинному пастырю, ибо все это будет идти вразрез с наставлением: “переноси скорби”.
“Совершай дело благовестника” — этим определяется важнейшее дело пастыря Церкви, которое должно стоять во главе всех прочих его дел. Пастырь не есть только механический отправитель богослужения и треб, a прежде всего — ревностный проповедник благой вести о нашем спасении.
“Исполняй служение твое”, т.е.: “удовлетворительно исполни”, совершай его не кое-как, вяло и теплохладно, а от души, со всем усердием.
Заканчивает свои пастырские наставления ап. Павел предречением своей близкой мученической смерти. Этим он как бы хочет сказать: “усердно веди дело благовестника, ибо мне уже конец приспел. Некому после меня усерднее побдеть над этим делом, кроме тебя, любимейшего моего ученика” (еп. Феофан). Как бы в завещание св. Тимофею, Апостол оставляет ему пример своей собственной жизни и ревностной апостольской деятельности.
Св. Иоанн Златоуст говорит по поводу этого места (ст. 6-8): “часто я, взяв в руки послание Апостола, и рассматривая это место, недоумевал, для чего Павел так превозносит себя: “подвигом добрым я подвизался”. Но теперь, кажется, по благодати Божией, я понял это. — Для чего он говорит так? Он желает утешить скорбящего ученика, заповедуя ему быть бодрым, потому что он отходит к венцу, как сотворивший все, как достигший благого конца; радоваться, говорит, должно, а не скорбеть”.
С 9-го стиха начинается послесловие, в котором Апостол просит св. Тимофея: “постарайся придти ко мне скоро”, еще “до зимы”, дает ему поручения и посылает приветствия, заканчивая послание обычным апостольским благословением.
Здесь в 16-17 ст. Апостол говорит о первом разбирательстве его дела на суде, которое благоприятно окончилось для Апостола, хотя и все его, конечно, из страха, оставили: “и я избавился из львиных челюстей” — здесь под “львом” св. Иоанн Златоуст и блж. Феодорит понимают жестокого Нерона, хотя некоторые думают, что Апостолу первоначально угрожала опасность быть отданным на съедение львов, как это часто делали тогда с христианами, осуждая их на смерть чрез растерзание дикими зверями.
|