|
Богоборчество на Святой Руси
« ... Видимая бо временна, невидимая же вечна» (2 Кор.5,18)
«Бог Любовь есть», - говорит Иоанн Богослов (Иоанн,4.8).
Преподобный Силуан Афонский много раз подтверждает, что «Господь Сам есть Одна Любовь... Господь любит нас, как Своих детей, и любовь Его больше, чем любовь матери, потому что и мать может забыть своё дитя, а Господь никогда не забывает нас».
И когда мы, люди, забываем своего Создателя и погружаемся во тьму неверия, тем самым готовя себе гибель,- и тогда Непостижимый в премудрости Бог-Любовь милосердно изыскивает пути к нашему спасению.
«Господь никогда не забывает нас...»
После Октябрьского переворота 1917 г. был казнён православный царь Николай II. При восшествии на престол над ним было совершено Таинство Помазания, а потому царь Николай являлся помазанником Божиим, священным лицом.
Убийство помазанника Божия и его семьи явилось страшным святотатством.
Затем на нашей православной земле начались гонения на Православную Церковь. Нападение на веру в Бога и Церковь велись во всех направлениях: сотни епископов, десятки тысяч священников, монахов расстреляны или замучены в ссылках и лагерях; церкви - разгромлены; дорогие оклады святых икон, кресты, чаши - разграблены.
Закрывались храмы и монастыри ... Дома Божий превращались в клубы или склады ... Если применения церковным зданиям не находили, их разрушали, взрывали; жгли иконы и другие святыни; разбивали колокола.
Мощным и непрерывным потоком хлынула на советский народ антирелигиозная литература...
Очевидцы рассказывают, как в Пасхальную ночь к уцелевшим храмам с зажжёнными факелами шли комсомольцы: они били в барабаны; дули в трубы, чтобы заглушить льющееся Пасхальное пение, чтобы своим бесчинством помешать службе Богу.
Пишет об этом и архиепископ Иоанн (Шаховской): ...сотни комсомольцев устраивали антирелигиозный маскарад во время Пасхальной ночи и окружали храмы с молящимися людьми своим визгом, играя роль бесов и действителъно уподобляясь им. Чем только не пользовались антирелигиозники, чтобы подорвать веру в русском народе».
По всей земле нашей служили Господу Святые обители-монастыри, великолепные златоглавые соборы - эти светильники Божий, духовные здравницы, где спасались тысячи православных душ...
«Гонения на Церковь в Советском Союзе, аресты епископов, ссылки священников, закрытие многих церквей и разорение их, а также особое преследование наиболее влиятельных среди своей паствы священнослужителей и их мученичество, -
весь этот бесчеловечный поход против верующих и самой Христовой святыни в русском народе сопровождался и потоком лживых слов, рассчитанных только на неведение людей.
Да, много было сказано в Советском Союзе, в России лжи против веры и Церкви. И ещё говорится...» (архиепископ Иоанн Шаховской).
«Как прокажённый, Родина найма покрылась стыдом и стала посмеянием и ужасом для окружающих (Иер. 48,39) её!» - писал Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси.
«Как можно объяснить такое беспримерное в истории гонение на веру в Бога, гонение открытое и прикрытое, ведущееся всеми средствами и силами государства среди народа, который 1000 лет нёс светильник апостольской, православной веры?
Объясняется это, мы думаем, тем, что русский народ — один из самых религиозных и доверчивых народов мира, он был большим препятствием на путях отвода от Бога всего человечества. И злой силе надо было подорвать веру прежде всего в русском народе и сделать его трамплином к обезбожению всего мира» (архиепископ Иоанн Шаховской).
Если бы планы богоборцев осуществились, Родина наша, земля Православная, погрузилась бы в глубокую духовную тьму...
Без Бога нация - толпа, Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа, Иль, что ещё страшней, жестока.
И пусть на трон взойдёт любой, Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой, Пока не обратится к Богу!
«Толпой» назвал иеромонах Роман в своём стихотворении нацию, живущую без Бога.
Народ-безбожник — обречён на гибель ... Ибо Сам Бог говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5).
«Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.. Напрасно вы рано встаёте, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он даёт сон» (Пс.126.1-2).
«Бог любовь есть...»
Долготерпеливый и многомилостивый, Он в течение всей нашей жизни стучится в наше эгоистичное «я», замусоренное тленным житейским хламом, и опять, и опять зовёт нас:
«Даждь Ми, сыне, твоё сердце» (Притч.23,26); «Я Господь, Бог твой... творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Втор.5,9-10).
Святой пророк Давид говорит: «Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс.36,25).
Гонение на Православную Церковь в городе Макеевке
Гонение на Церковь Православную распространилось по всей земле родной, не обошло это бедствие и мало кому известный город на Донбассе - Макеевку, ничем не знаменитую среди больших, шумных, ярких городов...
Город Макеевка, каков он ?..
По справке Государственного Макеевского городского художественно-краеведческого музея, г. Макеевка Донецкой области является конгломератом 200 различных посёлков, сосредоточенных вокруг шахт.
В Макеевке, в её многочисленных рудниках, посёлках и прилежащих к ней сёлах, много было, как и во всей нашей Православной Родине, старинных храмов, многим из которых суждено было погибнуть от рук воинствующих атеистов.
Св. Василий Великий говорит: «Оскудение же в нашей душе любви к Богу есть самое несносное из всех зол».
А епископ Антоний (Храповицкий) предостерегает: «Берегись богохульников, кощунников, мятежников, желающих оторвать тебя от вечной жизни, от Царствия Христова».
Центр города именовался Димитриевским поселением в честь Димитрия, одного из сыновей семейства Иловайских дворян-патриотов, мужеством отличившихся в военные годы, и верой, и правдой служивших Отечеству Православному в мирное время.
В Димитриевском поселении служили Господу и украшали собой центр Троицкий храм и церковь Всех Святых. Церковь Всех Святых, построенная в 1900 году в районе Горсада, в советское время была разрушена.
Троицкий храм был построен в 1914 г. в самом центре города, где теперь - Вечный огонь над Братской могилой воинов, сложивших свои головы за освобождение родной земли. А в 1929 году великолепный Троицкий храм был закрыт;
затем превращен в клуб; затем решено было его разрушить. Но стены Божьего храма не поддавались разрушению - тогда его взорвали...
Но и после взрыва монолитные стены Божьего храма, Православного богатыря и красавца, не разрушались, а мужественно продолжали жить, пугая своей нерушимостью безбожников.
Местные жители, в ком не было страха Божьего, пытались поживиться кирпичом для своих собственных построек: били по стенам киркой; отламывали ломом; отбивали огромной кувалдой - но целого кирпича никому из них получить не удалось.
Не поживились кирпичом и местные власти: ведь раствор, связывающий кирпичи, был задуман добрыми людьми для Божьего храма, значит, - на века. По рассказу очевидца-старожила В.Т. Бадалова, власти распорядились ночью перевезти не поддающиеся их рукам,
стойкие стены храма и сбросить их в огромный карьер за городом, что и было сделано. Кому мешали храмы Божий?!
Св. Иоанн Кронштадтский говорит: «Миродержец тьмы века сего зорко смотрит за людьми, живущими в соседстве
с его тёмною воздушною державою: он всеми силами старается остановить души к Небесному Царству и на их пути ведёт с ними самую жестокую войну; препятствует не только совершать добрые дела, но и мыслить доброе свободно и проникаться святыми чувствами.
Всюду в мире через грех царствует вражда на Бога, через всё и во всём».
В селе Макеевке служил редкой красоты Успенский храм, заложенный в день Успения Божией Матери в 1901 г.; церковь Святого Николая Чудотворца - в Ханжёнково, построенная в 1901 году; в селе Землянки - церковь Покрова Пресвятой Богородицы;
на Капитальной - построенная в 1889 г. церковь Трёх Святителей - Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого; на руднике Богодуховской балки - деревянная церковь Николая Угодника, построенная в 1906 г., и другие храмы...
Самой старинной в г. Макеевке была церковь Святого Николая Чудотворца в Ясиновке... Наш земляк, коренной житель Ясиновки, бывший учитель местной школы, участник Великой Отечественной войны Н.А. Колодяжный в своей книге «Ясиновка» рассказал,
как варварски разрушался храм активистами-безбожниками:
«Это случилось в 1936 г., накануне Троицы. От кого конкретно поступило распоряжение закрыть и поломать церковь, никто не знает. Но такая команда была... Удалось сколотить группу так называемых активистов-безбожников в количестве 50 человек.
В местном клубе провели совещание... о позорной, варварской акции, которую предстояло осуществить на глазах у односельчан, чьи предки своими руками сооружали это прекрасное здание. Распределили обязанности, и акция началась.
Церковный староста Величко пытался спрятать ключи. Не вышло. Двери раскрыли настежь и учинили погром. Со стен срывали иконы, били стёкла, разрушали внутренние постройки. Трудно было поверить, что на это черное дело
пошли некоторые жители Ясиновки. Не стоит называть их имена, чтобы сегодня не было стыдно их детям и внукам. Несколько человек взобрались на колокольню. Один за другим падали на землю колокола. С главным колоколом пришлось повозиться.
Не поддавался медный богатырь усилиям обезумевших погромщиков... Убрали крепления, сдвинули почти стопудовую металлическую чашу на край площадки, с помощью обычных оглоблей столкнули её с колокольни. Толпа замерла, мужчины обнажили головы, женщины утирали слезы.
И даже сами погромщики как-то сникли, сгрудились вокруг милиционера и молчали. И потом разбой продолжался. В ход пошли топоры. Подрубили деревянные опоры с одной стороны, набросили на купола верёвки и пытались сломать верхнюю часть церкви.
Однако она стояла прочно. И тогда срочно затребовали рабочих треста «Макстрой», которые прибыли с лебёдками и канатами.
И вот 18-метровое строение изумительной красоты стало нагибаться, затрещало и рухнуло на землю. В воздухе долго стояло огромное облако пыли, с криком кружилась стая галок...
А на другой день была Троица... С утра потянулись в Ясиновку из окрестных деревень и хуторов люди. Однако церковь не встречала их колокольным звоном, золотистым сиянием куполов и крестов. На земле лежали мёртвые колокола, повсюду ваалялись стёкла, брошенные иконы.
Люди смотрели на поруганное здание, думали горькую думу и плакали. Уже после после Великой Отечественной войны, в 50-е годы, зуродованная церковь была, по возможности, подреована, в ней начались богослужения».
На православной земле, что веками звалась Святой Русью уничтожались Святыни, руками человеков разрушались Домы Божии...
Что такое Божий храм?..
«Божий храм есть земное небо... Храм есть место общения Бога с человеками: в нём совершаются все христианские таинства... Денно и нощно храм оглашается славословием Бога; для слов мира сего в нём нет места. Всё в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух» (Св. Игнатий Брянчанинов).
Иоанн Кронштадтский с благоговением и любовью говорит о храме, называя его «истинной скинией Божией, «юже водрузи Господь, а не человек»; общей купелью очищения, возрождения и освящения».
Митрополит Антоний (Сурожский) говорит, что даже церковный колокол освящается изумительной молитвой: «В ней мы просим Бога освятить этот колокол так, чтобы, когда он будет звучать, он доносил до человеческих душ нечто, что их пробудит, просим, чтобы, благодаря этому звуку, трепетала в них вечная жизнь».
И как бы в подтверждение своих слов, митрополит Антоний цитирует стихотворение Кольцова:
Поздний колокол, звучащий Над равниною большою,
Прогреми над сердцем спящим, Над коснеющей душою.
Звоном долгим, похоронным, Всепрощающе-прощальным
Прогреми над сердцем спящим, Безнадёжно-беспечальным!
Может быть, оно проснётся И стряхнёт с себя забвенье,
И быть может, содрогнётся На мгновенье, на мгновенье
Город Макеевка - тихий и неприметный, не имеющий ни великолепных зданий, ни роскошных площадей: как и всякий работяга, скорее, - бедный, чем богатый... Город земли Донбасса; той самой земли, что много лет поливается потом тружеников полей; рабочих горячих заводских цехов, шахтёрским потом.
Да потом ли только полита наша земля?! Уйдёт на сме-ну шахтёр - и ждёт мать сына; семья - отца... Но не всегда возвращается кормилец. Молнией облетит страшная весть город:" Авария - на шахте!» И обожжёт весть эта скорбью сердцa родных.
И упадут на политую потом и кровью шахтёрскую зем-лю горючие слезы матерей, жён, детей; горькие слезы о тех, кого им уже не дождаться.
И даже если много лет подряд горняку удавалось к кон-цу смены живым и здоровым подняться из шахты, если авария проходила, не зацепив, - ох, как не лёгок шахтёрский труд! В «поте лица добывает свой хлеб» хлебороб; потом омывается тело сталевара у горячей печи; но за шахтёрским хлебом каждую смену приходится опускаться под землю, во
тьму, где над головой горняка вместо крыши висит много-тонная масса породы и угля, ненадёжная крыша, опасная и беспощадная.
Недаром в шахтерской песне поётся: «Что ты знаешь о солнце, если в шахте ты не был?!»
А ведь эти труженики: хлеборобы, металлурги, шахтёры, их отцы и матери, жёны и детки были православными: ходили в храмы; почитали праздники Господни; в их домах висели иконы, перед которыми зажигали лампаду и молились всей семьёй.
Очевидцы рассказывают, как старались шахтёры (если не нужно было нынче на смену в шахту) провести праздничный день в церкви; как чтущие Господа горняки боялись сквернословить и напиваться. Дети и внуки тепло вспоминают своих отцов, которые, тяжелым трудом зарабатывая
кусок хлеба для семьи, не озлоблялись, а оставались простыми, жалостливыми, добрыми. Среди них были и те, о труде которых писали газеты, а они жили тихо, скромно, со страхом Божиим.
Но наступило то горькое время, когда Макеевка - этот город Донбасса, заселенный простыми тружениками, трудом своих мозолистых рук добывавших и хлебушек насущный, и чёрный уголёк, «хлеб промышленности», был лишён Церкви, а значит, был обречён на жизнь безбожную, беспросветную!
Все храмы Божий были отобраны у своего же народа православного: многие разрушены или взорваны, а в тех, что уцелели, служить Господу не разрешалось.
Перед войной богослужения продолжались только в Свято-Троицком храме в посёлке Калиново...
«Свет пришёл в мир, — сказал Богочеловек о Своём пришествии к человекам, - но люди более возлюбили тьму, нежели Свет: ибо дела их были злы. Всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не приходит к Свету, дабы не обличались дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идёт к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
Свойственно возлюбившим грех отвергать Христа: потому что Христос повелевает оставление возлюбленного грешниками греха» (Св. Игнатий Брянчанинов).
Иоанн Кронштадтский говорит: «Только в общении с Церковью и её священноначалием и в её таинствах и богослужении - спасение наше, сила наша и всякая благодать и милость Божия, а без Церкви - нет спасения. «Аще кто Церковь преслушает, - говорит Сам Господь,— тот как язычник и мытарь» (Мф.18,17).
Только Церковь Божия на земле обладает всегдашним миром и будет обладать им до скончания века, а мир прелюбодейный и грешный, отступивший от Бога и Его праведных законов, мятется и будет до конца своего смущаться от своих заблуждений, от своих всезаразительных и пагубных страстей, от бесчеловечных браней и внутренних крамол, от своего безумия».
|