|
Пусть ваш свет так светит перед людьми, чтобы, видя ваши добрые дела, люди прославили Отца вашего небесного» (Мф.5,16)
Зовут святые отцы внимательно относиться к течению нашей собственной жизни, учит Православная Церковь извлекать уроки из ошибок отцов... Однако, как верно заметил митрополит Иоанн (Снычёв),
« ...на нашу беду, похоже, справедлива та поговорка, которая говорит, что история учит лишь тому, что она никого ничему научить не может...»
Уничтожались Божий храмы обезумевшими в жестокости варварами, уничтожались и служители Божий с тем же безумием и жестокостью - количество епископов и священников, расстрелянных, сгноённых в ссылках и лагерях, исчисляются десятками тысяч.
Господь молился о распинающих Его: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23,34).
Как сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Беда не просто в том, что наши соотечественники дики и невежественны в вопросах религиозных. Веда в том, что они часто не подозревают о том,
что продолжает вопреки всем внешним обстоятельствам жить в их душе. Не ведают ни того, чем живут, ни того, что творят».
Много новомучеников дала наша православная земля миру... Каждый город родимой земли-великомученицы имел своих подвижников, пострадавших за веру во Христа, но не предавших Господа и не отрёкшихся от Него,
в муках окончивших свою земную жизнь. Не обошёл Господь милостью Своей и наш город Макеевку...
«Господь никогда не забывает нас» (преп. Силуан Афонский).
Были и у родной земли нашей подвижники, были ходатаи-молитвенники за нас, грешных, перед Престолом Божиим, были люди Божии!
Да и теперь есть!..
Познакомимся с некоторыми из них, дорогой читатель, послушаем о тех, кто посвятил жизнь свою Богу, спасая свою душу для вечности, и возле которых спасались тысячи...
Вспомним нескольких из них, прошедших по макеевской земле, умевших нелицемерно любить Господа и людей; пронёсших через мрак и скорби свет Божественной благодати, — истинных христиан, встреча с которыми преобразила многие души,
навсегда сделав их христианами. Зажечь веру в душах людей, сделав их христианами, - вот смысл истинной любви к ближнему: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся» (Пс.50,15).
«Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя», - сказал Спаситель и положил жизнь Свою за всех нас, грешных людей. Нет ничего важнее на свете, как спасение душ человеческих - ради спасения наших душ Бог взошёл на крест.
«Господь возлюбил нас беспредельно любовью, сошед с небес и человеком став для нас. А как мало в нас, - во многих же и совсем нет, - и веры, и любви к Нему, потому что увлечены совсем мирскими и плотскими страстями.
Вот святые угодники и угодницы возлюбили Его — с самоотвержением, с горячностью, при каких подвигах! За то и блаженны и от Церкви ублажаются вечно...
При помыслах неверия прежде всего поверь, что ты великий грешник; тогда поверишь и тому, во что не веруешь. Призиавая себя грешником, ты будешь смирен до земли, а при смирении не может быть неверия, только гордость смеет не верить» (Св. Иоанн Кронштадтский).
Были, дорогой читатель, и в нашем скромном городе Макеевке истинные светильники веры Православной, которые могли чистым сердцем любить Бога и ближнего. Только горящая свеча зажжёт другие свечи...
И они горели яркой свечой веры во Христа, Которого любили; горели, когда святой свет был запрещён безбожными властями; горели даже, когда за свет, разгоняющий тьму неверия, грозили им ссылкой, страданием, а то и смертью.
И, погибая сами, эти светильники Божий не угасили веру, - и она не погибла, вера наша Православная; вера, ведущая к жизни; вера в Творца Жизни!
Ибо все беды человеческие без веры в Бога - бессмысленны. Но в Божьем мироздании нет ничего бессмысленного, «а у вас и волосы на голове все сочтены» (Лк. 12,7).
В земных страданиях сокрыто спасение христиан: лишь настрадавшееся сердце, беззащитное и обнаженное, чуткое ко всякой боли ближнего, научится самой великой науке -любви и Жалости ко всему живому.
И вымытая от грязи и мрака, засветившаяся чистотой и Светом Божественной Любви, богатая смирением и красотой живущей в ней Благодатью - душа станет пригодной для вечности, для вечной жизни с Господом в Царстве Небесном.
Обратимся же к макеевским подвижникам, Божиим людям, горевшим верой к Богу и зажёгшим свет христианской веры во многих душах.
« ...Служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях... нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор. 6,4-10).
В 30-х годах в одном из поселков г. Макеевки Ханжёнково, в церкви Святого Николая Чудотворца, служил Господу и был истинным, добрым пастырем для своих прихожан настоятель храма, протоиерей Пётр Катрич.
Отец Пётр, окончивший Духовную Семинарию, а также Московскую Духовную Академию, в те страшные, богоборческие, годы был истинным ревнителем Церкви Православной, находясь на Духовном посту Благочинного г. Макеевки.
По рассказам очевидцев (двух сестёр-христианок Анны и Антонины Королёвых), отец Пётр был наделён Богом многими талантами: красивый, статный, с голосом редкой красоты, священник имел ещё и дар сильного богослова-проповедника.
В то горькое время «модным» было во дворцах культуры и клубах устраивать диспуты на тему: «Наука и религия». Когда скамейки зала заполнялись народом, на сцену приглашались: «учёный-атеист» - с одной стороны, и священник - с другой стороны для состязания при публике.
Состязания устраивались партийными властями с расчётом и уверенностью в победе «подкованного» атеиста.
Однако победа всегда оказывалась на стороне сильного верой, мудрого священника: о.Пётр был непобедим на всех диспутах; и вместо ожидаемого посрамления и поражения вызывал у зрителей удивление и восхищение; его ответы всегда сопровождались аплодисментами.
Много добрых дел - на счету этого священника (есть и исцеление мальчика-инвалида, прикованного к постели: отец Пётр молился у постели парализованного Вани - и Ваня пошёл; многим семьям бедняков помогал материально), о которых о.Пётр запрещал рассказывать,- о них заговорили позже...
В 1937г., среди ночи, к дому протоиерея Петра подъехала легковая машина, прозванная в народе «чёрным вороном», несколько служителей НКВД вошли в дом любимого православным народом пастыря - и увели его навсегда... Только успел о.Пётр обнять на прощанье свою матушку Марию и благословить спящих детей...
Почему его арестовали? Ответ услышим в словах Самого Господа, обращенных к пришедшим взять Его:«Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк.22,53).
Только один прихожанин, по фамилии Толчёник, долгое время бедствовавший отец многочисленного семейства милосердием отца Петра спасённый со всей его семьёй от голода и нищеты, - только он один следовал за своим пастырем и, не боясь за собственную жизнь, добивался свидания со своим благодетелем.
Прошло три месяца после ареста протоиерея Петра Катрича, и Толчёник с невероятным трудом добился свидания с любимым пастырем, - так, видимо, было угодно Богу, чтобы узнали потомки о муках истинных христиан, проповедавших святую апостольскую веру и принявших мученичество за Христа...
Рассказывая только самым близким людям о встрече с батюшкой, этот сильный человек, обхватив голову руками, плакал: красивого, ещё молодого (о.Петру было около 40 лет) священника трудно было узнать. Отец Пётр был теперь совершенно седым, очень слабым, говорил с трудом, т.к. у него были выбиты все зубы.
Таким в последний раз увидел Толчёник своего духовного отца и благодетеля! Больше о протоиерее Петре Катриче никто не слыхал, больше никто и никогда его не видел.
«Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13, 12-14).
Господь в Нагорной проповеди рассказал о вечном блаженстве в Царствии Небесном тех людей, кто последует за Ним своей жизнью, т.е. будет свято исполнять заповеди Божьи; кого будут поносить и злословить за Господа; кто будет изгнан за правду Божию: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Матф. 5,12).
Отец Пётр был истинным священником Божиим, он проповедовал Того, Кого очень любил - он проповедовал Христа Спасителя, и ради Него принял мученическую кончину.
«Почему люди стремятся к Богу? - спрашивает Святой праведный Иоанн Кронштадтский и отвечает нам в назидание. - Отчего такое стремление к Богу в душах верных, благочестивых? Оттого, что подобное к подобному стремится, по образу и подобию Божию созданная, стремится к Первообразу;
свет - к свету, жизнь - к жизни, сила благая — к благой силе, к источнику премудрости.
А люди неверные и несмысленные, грешные и злые тоже стремятся к подобному, то есть к злому и вселукавому диаволу: зло — к злу, тьма - ко тьме, нечистота - к нечистоте, злая сила — ко злой силе».
И ещё говорит Святой Иоанн Кронштадтский об истинном пастыре: «Истинный пастырь и отец своих пасомых будет жить в признательной памяти по смерти своей: они будут прославлять его, и чем меньше он будет заботиться о своём прославлении здесь, на земле, при своих усердных трудах во спасение их,
тем больше просияет слава его по смерти: он и мёртвый будет заставлять их говорить о себе. Такова слава трудящихся на пользу общую».
«Слово мученики (по-гречески - мартирия) значит свидетели; потому что своим твёрдым исповеданием, совершенной преданностью Господу, непоколебимым мужеством среди лютых страданий, они засвидетельствовали свою веру в Божество Христово и Его искупительное промышление о людях.
И не только в первые времена Христовы, но и далее, на протяжении многих веков, даже до наших дней, имеем мы множество свидетелей, которые своею жизнью убеждают нас в истинности и спасительности нашей веры».
В памяти многих макеевчан живёт светлый образ монахини Анфисы, имя которой присно поминается об упокоении во многих храмах по сей день.
Во время войны, в 1942 г., монахиню Анфису приютила семья церковного старосты Владимира Фелюшина, дочь которого пела в хоре Троицкого храма. В маленьком доме, по адресу: Макеевка-Центр, д.5/13, угловом доме при пересечении улицы Дзержинского и переулка Кольцова, где матушке принадлежал коридор,
маленькая кухня и келья, она прожила до своей кончины. 13 мая 1966 г. монахиня Анфиса почила о Господе, похоронена на Ватманском кладбище.
Всегда сдержанная, мудрая и кроткая, матушка жила тихо и незаметно: ночью пекла просфоры, а дни проводила на Богослужениях в Троицком храме (возле здания Гор. стоматологической поликлиники). Настоятелем его и Благочинным г. Макеевки был протоиерей Леонид Пирский. Монахиня Анфиса молилась всегда в алтаре;
по благословению Владыки, прислуживала священнику за Богослужением в качестве пономаря.
Смиренная, молчаливая, никогда не рассказывающая о себе, матушка была большой молитвенницей, любила тишину и уединение. Но в одиночестве побыть ей редко удавалось, т.к. дом её посещало множество народа.
Шли к ней люди, маловерующие и совсем неверующие в Бога; отчаявшиеся в жизни; озлобленные и запутавшиеся в бедах и собственных страстях. Все, кто хоть однажды посетил монахиню Анфису, навсегда унесли в памяти её светлый образ; смиренную, какую-то тихую, умиротворяющую мудрость; взгляд, полный любви и материнской жалости.
Очевидцы утверждают, что она спасла многих от греха, от неверия, от отчаяния и безысходности. К ней люди бежали в слезах, неся в сердце печаль и озлобление, а уходили тихо, успокоенные и ободрённые, унося мир в душе и необъяснимую радость.
Люди же верующие знали, что матушка Анфиса была прозорливой, и шли к ней как к Светильнику веры и сосуду Божьей Благодати. Среди этих людей были священники и просто православные, глубоко верующие люди.
Однако многие очевидцы, кроме светлого воспоминания, сообщить хоть что-нибудь о самой монахине не могли — не знали: «Время было такое тяжелое: верующие преследовались — матушка о себе ничего не рассказывала, она была молчаливая... Что сказать о ней? Редкий был человек по доброте, нет больше таких...»
Но Господу было угодно, чтобы «Святыня не оказалась под спудом»... Есть люди, которых любила матушка Анфиса и которым открыла о себе многое, даже самое сокровенное...
Монахиня Анфиса (Мария Степановна Пулькова) в младенчестве осталась сиротой: отец Степан и мать Дарья умерли. Маленькую Марию взял дядя девочки - монах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Когда Марии исполнилось 7 лет, дядя отвёз её в женский монастырь, в Хотьково, под Москвой. Здесь и началась жизнь смиренной подвижницы, трудная монастырская жизнь.
Ошибочно мнение, что в монастырь уходят от житейских забот и трудностей, к тихой, беззаботной жизни: всегда в молитвах, в красивом, услаждающем душу пении, - а потому всегда — только в радости. Монастырь — это тяжелая школа смирения, а приобретается смирение послушанием старшим до такой степени, когда достигается полное отсечение своей воли.
Научившийся такому смирению способен сказать искренним сердцем Господу: «Да будет воля Твоя!»
Марии приходилось исполнять послушания самые разные и трудные: убирать в коровнике, косить траву, доить коров до кровавых мозолей. В молитвах, физических трудах и постоянном послушании духовным наставникам шло духовное становление монахини-подвижницы.
Святой Макарий Великий пишет: «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростию и таинственным смотрением ума, когда человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет».
Св. Силуан Афонский говорит: «Многие монахи несут большие подвиги и тяжёлые труды ради Господа; и они познали Господа и борются, чтобы победить в себе страсти, молятся за всю вселенную, и благодать Божия учит их...»
А потом наступило страшное время гонений на священников и монахов, когда их тысячами расстреливали или ссылали в лагеря; когда сама Святая обитель» дом Божий и убежище от мира, который «лежит во зле», были поруганы. Тогда насельницы монастыря - монахини бежали, чтобы не отдать на поругание и себя. Потому что всякий человек, свято хранящий в сердце своем Господа, - тоже храм есть.
Ибо сказано Святым апостолом Павлом: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1Кор.3,17).
И наступил час новых страданий, имя которым гонение: монахиня Анфиса бежала, пряталась в лесу, в сараях, на поле - в скирде соломы; ехала в товарняках... Бежала и от русских до войны, и от немцев - когда война началась...
«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы» (2 Тим.З, 12). «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молимся: мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор .4.12,13).
Довелось этой доброй и кроткой монахине бежать лесом от немцев, которые гнались за ней с собаками. Выбирать дорогу было некогда, и в лесной чаще она на бегу распорола острым сучком ногу. Рана была глубокой, из неё обильно текла кровь: чтобы собаки не взяли след, раненая монахиня долго бежала по воде какой-то маленькой речушки...
В товарных вагонах военного времени монахиня Анфиса добралась до Донбасса и поселилась в г. Макеевке, где приютила монахиню семья церковного старосты, в которой она прожила до самой своей кончины, оставив в душах макеевчан, которые её знали, воспоминание о том, что при жизни им посчастливилось видеть ангела...
На последнем году своей земной жизни монахиня Анфиса открыла семье, которую любила, то сокровенное и великое, что свято хранила в своём сердце...
В тяжелое время гонений довелось матушке Анфисе, скрываясь от гонителей, найти себе убежище на колокольне разрушенного храма. Место было безлюдное. Храм почти разрушен. Только колокольня, много лет звавшая звоном своих колоколов человеческие души к Божьей службе, осталась целой. Но теперь она молчала.
И вот эта колокольня, эта умолкнувшая на время свидетельница разрушительной человеческой злобы, дерзнувшей на поругание храмов Божиих, стала единственной земной свидетельницей чуда - явления Божией Матери гонимой монахине Анфисе.
Была зима. Спрятав в своих стенах Божьего человека, колокольня не могла защитить монахиню от холода. Чтобы как-то согреться, матушка Анфиса стала молиться и класть земные поклоны: читала молитву и - поклон, опять молитву и - опять поклон...
Совсем мало ещё поклонов сотворила монахиня, как вдруг её осиял сильный свет, и она увидела совсем рядом с собой Божию Матерь, в такой красоте и великолепии, видение было столь ослепительно неземным, что монахиня вскрикнула: «Царица Небесная!»
Но Матерь Божия смотрела на неё с такой кроткой, материнской добротой и любовью, что монахиня почувствовала невыразимую радость!.. Затем Царица Небесная заговорила: Она успокоила взволнованную неземным видением монахиню и сказала ей какие-то очень важные для нее слова...
Эти слова Пресвятой Богородицы предназначались лично монахине Анфисе, и Матерь Божия не разрешила ей пересказывать сокровенность сказанного никому из людей, что матушка и сохранила свято. Хотя тех людей, кому она рассказала о видении, матушка очень любила, слова, сказанные Пресвятой Богородицей, навсегда остались тайной.
Рассказав дорогим ей людям (матери и дочери) о том, как она видела Матерь Божию, матушка Анфиса, уже тяжело дыша, т.к. она страдала сердечной астмой (было это в последний год жизни монахини), но сияя радостью, сказала: «Какая я счастливая!»
Люди Божий, светильники веры, тёплые молитвенники за мир, кроткие и добрые, научившиеся любить всех людей, даже своих гонителей; люди Божий, на которых ещё при жизни их земной уже сиял свет вечности, - эти люди «испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями... скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (II Евр. 36-38).
Дочь христианки, которую очень уважала монахиня Анфиса, была тогда подростком. Девочка часто приходила к дорогой матушке: заходила к ней почти каждый день, возвращаясь из школы. И келья монахини Анфисы, содержащаяся всегда в идеальной чистоте, со множеством красивых икон, с горящими неусыпными лампадами, и беседы (незабываемые на всю жизнь!) с матушкой доставляли девочке неземную радость.
Можно ли представить себе человека, лицо которого в 84 года сияло удивительной красотой ? И совсем не потому, что черты лица были правильными или красивыми, а светло-карие глаза - мудрыми и добрыми, а потому что никто никогда не видел в её взгляде недовольства, гнева, раздражительности . Её глаза всегда сияли навстречу людям каким-то внутренним богатством, неземным светом, неземной любовью.
« ... Посмотрите на самую наружность добродетельного, на его лице. Что это за лице? Это - ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своею красотою. Обратите внимание наречь его; от нее еще больше благоухания: тут вы как бы лицом к лицу с его ду-шею — и таете от его сладкой беседы» (Иоанн Кронштадтский).
И те, кто видел монахиню Анфису, несут через всю жизнь этот свет Божьего человека, явившегося скромным, тихим, всегда молчащим о себе, доказательством слов Господних: «Царство Божие — внутрь вас есть» (Лк.17,21).
«Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак.4,6). «Хорошо нам зде быти!» (Мф.17,4) - сказали апостолы, вкусив благодать Божественного сияния Господнего...
Тоскует душа по неземной радости, которую испытывала возле матушки... «Господи! - произнесла одна добрая христианка, посетив монахиню Анфису, вернувшись домой, в свою семью, -Если люди, любящие Тебя, жизнь свою посвятившие Тебе, так прекрасны, Каков же Ты Сам, Господи?!»
Однажды, когда девочка в очередной раз посетила дорогую матушку, она, как и всегда, увидела её кроткий, полный любви взгляд, но вдруг услышала: «А я, деточка, скоро умру».
И матушка рассказала, что лежала она этой ночью в своей келье на кровати, и вдруг пробудилась, и открыла глаза: в келью вошла очень красивая девушка (это был Ангел) и сказала: «Я твоя смерть. Не пугайся. Я не сейчас заберу тебя — я прийду за тобой через три дня».
Через три дня — 13 мая 1966 г. монахиня Анфиса преставилась о Господе. Отпевали монахиню Пасхальным песнопением. Когда тело матушки везли хоронить, гроб был поставлен в очень маленькой машине, семья той девочки сидела в машине, низко пригнувшись лицом ко гробу... И от тела монахини Анфисы исходило благоухание.
«Никто не может отвернуться от своего старого греха, если не увидит в глазах или на лице xomь одного человека сияние вечной жизни. Именно это поражало всех, кто встречал христиан: когда умирал первый дьякон Стефан, избитый камнями и истекающий кровью за веру, свидетели его смерти говорили, что лицо Стефана просияло как солнце: радостью, верой - да, но ещё чем-то иным: сиянием вечной жизни», — говорит митрополит Антоний Сурожский.
Кто может поведать миру, не знающему Бога, что Бог есть Любовь? Только смиренный, кроткий, любящий всем сердцем Господа и людей, всех, даже самых грешных и озлобленных...
Большой красивый храм Пресвятой Троицы, стоявший в центре города, на месте Вечного огня, где упокоились воины, положившие жизнь на поле брани за освобождение родной земли, перед войной был взорван.
Во время войны, в 1943 г., в здании нынешнего Госбанка, послужившем временно Троицким храмом, начнёт Богослужения 73-летний протоиерей Леонид Пирский.
Отец Леонид (1870 г. рождения) приехал в Макеевку из Полтавской области, где преследовался органами НКВД.
Служил Богу до глубокой старости, до самой кончины (умер 29 октября 1962 г.); был Благочинным г. Макеевки; отличался мудростью и благородством; был хорошим проповедником; всю жизнь прожил вдовым - матушка умерла еще в молодости.
Кончину свою протоиерей Леонид предвидел: позвал двух дочерей, которых воспитал сам, благословил их священническим крестом и тихо скончался.
А в селе Макеевке служил тоже редкой красоты храм Успения Божией Матери. Священник, служивший в Успенском храме, протоиерей Леонид Лашкевич, - по свидетельству очевидицы - жительницы села Макеевки А.Н.Тишкиной, - в 1937 г. был арестован. Успенский храм-красавец был взорван.
Перед войной отца Леонида, как не очень «опасного», чуть было не отпустили по амнистии. Спросили батюшку: если его выпустят из тюрьмы, чем станет он заниматься? Священник ответил: «Буду служить Господу, как и служил». «Тогда сиди»,- сказали ему.
И только во время войны протоиерей Леонид вернулся домой: храма не было... Он сделал храмом собственный дом и служил в нем во время войны.
Но война обрушится на нашу землю православную потом, позже...
А пока шли «мирные» 30-ые годы: пока было мирное небо над головой, только дьявол, невидимый враг нашего спасения, ловко орудовал на нашей земле, преследуя свою душегубную цель: погасить на православной земле светильники веры. А потому взрывались храмы, разрушались монастыри; в тюрьмах и концлагерях пытали и казнили монахов, священников и просто верующих.
Но казнённые и замученные за Христа удостоились венцов новомучеников и не погибли, как планировалось безбожными властями, а наследовали жизнь вечную со Христом...
Страшнее было тем, кто оставался жить на земле без храмов и молитвенников, всё глубже погружаясь во мрак безбожия. Народ, обманутый хитрым врагом нашего спасения -дьяволом, надругавшись над православными святынями, бахвально пел богоборческие песни: «...никто не даст нам избавленья: ни Бог, ни царь, и ни герой».
Потом, когда фашистская Германия начнёт бомбить наши города и сёла; когда отцы, сыновья и братья уйдут на фронт, чтобы больше не вернуться; когда чужой сапог станет беспощадно топтать родную землю, - советский народ уже не запоёт, а закричит другую песню: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!..»
Потом грянет война, поднимется земля наша на смертельную схватку с врагом сильным, подготовленным. И станут гибнуть солдаты, поливая родную землю кровью.
Много героев знает история нашего народа; много их, положивших жизни свои за друзей своих - вечная им память!
Вспомним, чему учат нас Святые отцы - учители Церкви: внимательно проходить земную жизнь, обдумывая каждый шаг...
Обернёмся, дорогой читатель, чуть-чуть назад: чему учит нас совсем недавнее прошлое?
Храм Пресвятой Троицы, храм Бога Живого, перед войной взорвали - и на том же месте, где он стоял, - теперь место Вечного огня, где лежат воины, погибшие в войне 1941 -1945 годов...
Что это, наказание Божие ? Или мы сами наказали себя, изгнав из своей жизни Творца жизни?!
Заглушили тогда звоны колоколов, зовущих в храмы; зато как давно слышим заунывный голос колокола Хатыни и Бухенвальда, Хиросимы и теперь - Чернобыля...
Когда застонала родная земля от крови сыновей и отцов, от потоков слез матерей, вдов и сирот, вспомнил тогда советский народ о Боге - и снят был запрет с церквей... Открылись уцелевшие храмы - и потекла к Богу горячая молитва настрадавшегося народа и потекли пожертвования верующих для фронта...
Но как мало мы знаем об одном факте в период войны (даже это скрывалось от народа) - об огромной помощи Православной Церкви фронту: пожертвования верующих, собранные церквами, давали фронту танки и самолёты...
Но война обрушится на нашу землю потом... Это будет потом... А пока продолжались «мирные» 30-ые годы...
«Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нём, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом» (Еккл.8, 11,12.13).
Однако «Где умножается грех - преизобилует благодать Твоя» (Метафраст).
|