|
СИМВОЛ ВЕРЫ
Все необходимые для нашего спасения истины христианской веры в сжатом и сокращенном виде заключаются в Символе веры.
Слово “Символ” (греческое) имеет 2 значения:
а) “склад”; “собрание” — указывает на содержание;
б) “знак” — указывает на принадлежность христианина к определенному вероисповеданию.
“Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане”, т.е. это есть руководство в нашей вере. Являясь таковым оно одинаково необходимо по отношению ко всем истинам христианской веры. Неверно считать, что одни христианские догматы являются главными и существенными, а другие лишь частными и несущественными.
Если Богу было угодно открыть ту или другую догматическую истину, то каждая из них не может быть несущественною сама в себе или быть необязательною в отношении к принятию или непринятию ее человеком, потому что с изменением одного какого-либо христианского догмата потрясается вообще вся система христианского вероучения.
Истинная вера может быть только одна, как один Бог, давший ее людям.
Апостол Павел свидетельствует: “Один Господь, одна вера, одно Крещение” (Ефес. 4, 5). В послании к своему ученику Тимофею поэтому ап. Павел требует: “Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня с верою и любовию во Христе Иисусе” (2 Тим. 1,13), ибо “будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух” (2 Тим. 4, 3-4).
Образец или Символ, употребляемый Православной Христовой Церковью, изложен отцами I-го и II-го Вселенских соборов по внушению Святого Духа.
Вселенским собором называется собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей вселенной для утверждения истинного учения и благочестия между христианами.
Кроме “Вселенского собора” бывают еще “Поместные соборы” — когда собираются на собор пастыри и учители одной или нескольких частных Церквей для рассуждения о местных делах известной Церкви.
Всех Вселенских Соборов было 7:
1. Никейский (325 г.) при императоре Константине Великом, присутствовало 318 епископов).
2. Константинопольский первый (381 г.) при Феодосии I, из 150 отцов.
3. Ефесский (431 г.) при Феодосии II, из 200 епископов.
4. Халкидонский (451 г.) при императоре Маркиане, из 650 епископов.
5. Константинопольский второй (553 г.) при Юстиниане, из 165 епископов.
6. Константинопольский третий (680 г.) при императоре Константине Погонате, из 170 епископов;
7. Никейский второй (787 г.) при императрице Ирине, из 367 отцов.
Существующее в Церкви правило собирать для решения вопросов веры и христианской жизни Соборы взято:
1) из примера святых апостолов, которые для решения вопроса о принятии в Церковь язычников держали Собор в Иерусалиме. Этот собор известен еще как Апостольский собор 51 года (см. Деян. 15 гл.);
2) кроме этого, основанием созывать соборы служит также изречение Самого Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что преслушавший Церковь становится лишенным благодати как язычник: “Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь” (Мф, 18,17).
В этих словах Христа решение Церкви до такой степени объявляется важным, что неповинующийся этому решению подлежит отлучению от Церкви.
Следует заметить, что под “Церковью” в данном случае разумеется именно собор, т.к. все веруюшие, естественно, не могут собираться для требующихся решений. “Способ же, которым Вселенская Церковь изрекает свои определения, есть Вселенский Собор”.
Если каждый человек обязан повиноваться законам государства, где он живет, то тем более он обязан исполнять установления Церкви, определяемые на соборах. Церковь — это наша мать; основанная Христом, она будет существовать до скончания века, потому что основана не земной властью, а Богочеловеком.
О пастырях и учителях церкви, через которых на Вселенских Соборах определяются догматы, Иисус Христос свидетельствует: “Слушающий вас, Меня слушает, а отвергающийся вас, Меня отвергается: а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня” (Лк. 10,16).
Символ веры был составлен на I-ом и II-ом Вселенских соборах, отчего символ еще именуется как Никео-Цареградский, от названия городов, где проходили I и II соборы.
I Вселенский Собор, в г. Никее, был созван для утверждения истинного учения о Сыне Божием, против ложного учения Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием.
Арий родился в Ливии, в конце III века, получил хорошее образование, после чего был рукоположен во священника в Александрии, где впервые он и высказал свое еретическое учение.
Арий считал, что если признать, что лица Святой Троицы имеют одинаковое Божеское достоинство и равны между собой, то выйдет три Бога, что противно верованию в единого Бога, а, если признать, что лица Святой Троицы имеют одно Божеское Существо, то между Ними не будет различия.
По учению Ария равенство и единосущие лиц Св. Троицы противно учению о единстве и Троичности Божества. Арий утверждал, что только Бог Отец в собственном смысле истинный Бог, Сын же Божий и Дух Святой только второстепенные Божества и имеют отличную природу от природы Бога Отца. Данное еретическое учение Ария вело к отрицанию спасения человеческого рода через Иисуса Христа.
По поводу возникшей ереси в Никеи и собрался собор в 325 году, где было выяснено, что в православном учении о Святой Троице нет никакого противоречия, потому что Церковь не учит, что Бог един по существу и троичен по существу, но Церковь исповедует, что Бог един по существу, но троичен в Лицах. “Существо” и “Лицо” — не одно и то же, и здесь нет противоречия.
Особенно сильно обличил Ария святитель Афанасий, епископ Александрийский. На соборе 318 отцами было изложено православное учение о Боге Отце и Боге Сыне.
|