|
II ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР
Из нечестивого учения Ария о Сыне Божием вытекало такое же нечестивое учение и о Святом Духе. Однако сам Арий не развил это учение, а сделал это Македоний, который был епископом Константинопольским. Македоний стал учить, что Святой Дух есть творение, не имеющее участие в Божестве и славе Отца и Сына.
По поводу этой ереси был созван в 381 г. в Константинополе собор, отвергнувший лжеучение Македония. На соборе святые Отцы (150 чел.) изложили свое учение о Святом Духе и присоединили его к членам Символа веры, составленным на I Вселенском Соборе. Дополнительно были внесены члены:
а) о Церкви; б) Крещении; в) воскресении и будущей жизни.
Таким образом составился полный Символ веры — Никео-Цареградский.
Чтобы лучше уразуметь, т.е. понять и изучить Вселенский Символ веры, должно заметить о его делении на 12 членов или частей. Согласно такому разделению Катехизис и предлагает объяснение Символа, рассматривая каждый член его порознь.
Предваряя подобное объяснение, необходимо показать общее содержание каждого члена:
1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, — говорится о Боге первоначально, в особенности о первой Ипостаси Святой Троицы о Боге Отце и о Боге, как о Творце мира.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, — о второй Ипостаси Святой Троицы, о Иисусе Христе, Сыне Божием.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася, — о воплощении Сына Божия.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна, — о страдании и смерти Иисуса Христа.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием, — о воскресении Иисуса Христа.
6. И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца, — о вознесении Иисуса Христа на небо.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца, — о втором пришествии Иисуса Христа на землю.
(Эти 7 членов были составлены на I Вселенском Соборе в 325 г. в Никее).
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки, — о третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе.
9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, — о Церкви.
10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов, — о Крещении, где разумеются и прочие Таинства.
11. Чаю воскресения мертвых — о будущем воскресении мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь. — о жизни вечной.
(8-12 члены были составлены на II Вселенском Соборе в 381 г, в Константинополе).
|