ангелы.лого
Благовест :: книга "Любовь превыше всего" :: Никольское - маяк спасения
главная благовест г. Макеевка о городе символика фото города мнения всяко-разно ссылки гостевая контакты   назад :cодержание: вперед
НИКОЛЬСКОЕ - МАЯК СПАСЕНИЯ
КРЕСТНЫЙ ПОДВИГ СХИАРХИМАНДРИТА ЗОСИМА
ПРЕТЕРПЕВШИЙ ДО КОНЦА

НИКОЛЬСКОЕ - МАЯК СПАСЕНИЯ

"Вы - свет мира" (Мф. 5; 14), - в этих словах дана оценка той миссии, которая возложена на пастырей Христовых: быть источником света истины, истинных, непреходящих ценностей, которые не может объять тьма века сего.
БАТЮШКА ЗОСИМА И в смутное время истории нашего отечества Господь поставляет Никольского Старца быть светильником, нравственной опорой для интеллигенции, чиновников, мужей, облаченных государственной властью. К схиархимандриту Зосиме за добрым и мудрым советом, за молитвенной поддержкой отправились в паломничество врачи, учителя, профессора, генералы, народные депутаты и государственные деятели. О старце можно было сказать словами Писания: "Он был всем для всех". Каждый, кто соприкасался с Батюшкой, чувствовал некую жизненную силу, которая исходила от него, и слово его было со властью. Порой, Старец и ничего особенного не скажет, но после беседы с ним - всегда на душе легко, и весь окружающий мир видится в других красках.
 Особое место в старческом служении о. Зосимы занимало общение с людьми духовного звания, монашествующими, подвижниками благочестия нашего времени. За духовным советом к нему обращались со всех уголков Святой Руси. Беседы с этими людьми имели некоторый иной характер, чем с мирянами: молитва Иисусова, внутреннее делание, судьбы Церкви - вот темы, которые поднимались в них.

 В 1993 г. произошла встреча о. Зосимы и новомученика иерея Петра (Боярского). "Я очень счастлив, что мне Господь показал своего избранника, этого Ангела во плоти. Он - пред Престолом Божиим", - свидетельствовал о мученике Старец. Отец Петр же, после беседы с о. Зосимой своим духовным чадам о Батюшке говорил: "Я видел истину". О чем говорят эти глубокие слова мученика Христового, который также обладал даром прозорливости и благодатной молитвы? Дух Святый назван Духом Истины. И о. Петр как бы хотел подчеркнуть, что в схиархимандрите Зосиме обитал Дух Святый.
 Особой радостью для Старца в последние годы его жизни было общение с архимандритом Модестом - известным духовником из Новочеркасска. "Господь мне даровал это общение для подкрепления и утешения", - говорил Батюшка. Они понимали друг друга с полуслова, а формой их общения была совместная молитва.

 Архимандрит Модест всегда с благоговением относился к Старцу. Однажды, в свой очередной приезд в Никольское, когда о. Зосима был в реанимации, во время проповеди перед паствой Никольской обители архимандрит Модест сказал следующие слова: "В этой обители о. Зосимой собрано более двухсот частиц мощей святых угодников Божиих. А ведь мы знаем, как трудно получить хотя бы одну частичку мощей. О чем это говорит? О той святости, которой сподобился о. Зосима. Святые стремятся к святому. Берегите Старца, дорожите им". И сам архимандрит в своих беседах со Старцем всегда стоял перед ним на коленях, осознавая его духовное величие.
 Схиархимандрит Зосима с особым почитанием и даже трепетом относился к Псково-Печерскому Старцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину): "Это мой любимый Старец. Слушайте его, читайте его книги - через о. Иоанна Сам Господь говорит к Своей Церкви".

 Батюшка был ревнителем веры православной, и самое главное его поучение, которое он повторял всем без исключения - твёрдо держаться Русской Православной Церкви, ибо только в ней спасение. Он предупреждал, что в наше неблагополучное время грядут расколы, новые разделения ризы Христовой, "диавол готовит нам времена тяжкие", поэтому повторял и повторял завещание великих Старцев, своих духовных наставников - всегда, во всех случаях держаться Патриарха Московского и всея Руси. Только Русская Правосланая Церковь, по неложному обетованию Божию, пребудет до скончания века, и "врата ада не одолеют её".
 В тяжёлые времена для православия на Украине, когда раскольник Филарет предал Церковь ради политических интересов, Никольский пастырь решительно возвысил свой голос против беззаконной автокефалии, подавая пример стояния в вере. Так, когда ещё только намечался раскол, Филарет разъезжал по епархиям, склоняя к расколу пастырей. Собрав однажды благочинных для разъяснительной работы (среди них был и о. Савватий), Филарет убеждал их в необходимости автокефалии. Старец спросил у него:
- Владыко, а вы поинтересовались у народа, нужна ли ему автокефалия?
- А кто такой народ? Народ - цэ быдло!
- Ну, если для вас народ - быдло, то вы для меня не архиерей! - мужественно ответил Старец и покинул собрание.
 И когда Денисенко, подбадриваемый политиканами, поднял откровенный мятеж против Церкви, перейдя от уговоров к угрозам и действиям, не совместимым с церковным саном, Никольское стало тем маяком спасения, который указывал растерянным пастырям, растерянному народу Божию путь к истине, к истинной Церкви Христовой. И в том, что Донецкая епархия одной из первых сохранила верность Матери-Церкви, - большая заслуга и о. Зосимы, как свидетельствовали многие пастыри, в том числе и митрополит Иларион.
 В 1997-1998 годах, когда раскольник Денисенко вновь объезжал Украину, сея смуту и раздор, благодаря авторитету о. Зосимы Донецкая земля не приняла этого Иуду нашего времени. Как вспоминает инокиня Олимпиада, непосредственная участница этих событий, народ Божий не дал ему отслужить в Донецке свою беззаконную и кощунственную "службу":
 "В 1998 г. после Пасхи в праздник Жен-Мироносиц, приехал к нам в г. Донецк бывший Митрополит Филарет, нынешний раскольник Денисенко. Приехал с тем, чтобы осквернить нашу землю, навести смуту в Церкви, разорвать ризу Христову на 2 части. Должен был он служить в раскольнической церкви Петра и Павла. Зная заранее о его приезде, многие верующие люди по благословению батюшки Зосимы, во главе с правящим архиереем - нынешним митрополитом Иларионом и священством, собранным со всей епархии, совершили Крестный ход к центральной административной площади г.Донецка, где находится обладминистрация, в знак протеста против приезда Денисенко к нам в епархию.
 Правящий архиерей с батюшкой Зосимой и несколькими священниками поднялись к заместителю мэра г. Донецка (сам мэр А. Рыбак был в отъезде), где выразили протест против пребывания раскольника на нашей земле. Объяснив, каковы на самом деле настроения людей, указав на церковные каноны, они настоятельно просили не пускать Денисенко к нам в епархию. Пока происходил разговор, священство и паства, поя пасхальные песнопения, ожидали выхода владыки Илариона и батюшки Зосимы.
 Несмотря на все это, Денисенко все-таки пустили к нам, и события приняли определенное направление.
 Утром в праздник Жен-Мироносиц у раскольничьей церкви Петра и Павла собрались люди с тем, чтобы не допустить бывшего митрополита Филарета к служению литургии. Он приехал в сопровождении нескольких военных, довольно агрессивно настроенных. Пытаясь проложить дорогу для Денисенко, дюжие молодцы применяли изрядную силу в основном в тех местах, где стояли женщины и дети. Женщин использовали как щиты для тарана. Многим были нанесены физические травмы. К храму подъехала конница, было постоянное движение военных лиц.
 На протяжении многих часов люди держали кольцо, не пуская Денисенко в храм и выдерживая нападения его охраны, чувствовалась необыкновенная сплоченность людей, ревность и неравнодушие к канонам Русской Православной Церкви.
 Приезжал батюшка Зосима, укрепляя в нас дух. Кто знает, может быть, по его молитвам все разрешилось мирным путем, несмотря на присутствие вооруженных частей и возрастающий накал страстей. В 3 часа дня автомобиль с раскольником Денисенко отъехал от храма Ему было ясно дано понять, что мы не принимаем Раскола, что у нас один Патриарх - Московский и всея Руси Алексий II.
 Батюшка был настоящим ревнителем канонов Русской Православной Церкви, и свою паству научил отличать правду от лжи, учение святых Отцов от человеческой гордыни. Грех раскола не смывается даже мученической кровью, - так учат святые, так научил нас батюшка.
 Дай Бог нам быть достойными служителями Церкви Христовой, и исповедовать веру так же смело и безбоязненно, как это делал наш дорогой батюшка Зосима".  Несмотря на это торжество православия в борьбе с расколом, схиархимандрит Зосима, провидя будущее предупреждал, что грядёт "законная" автокефалия, но беззаконная - Благодати там не будет: будут крестить людей, а люди останутся некрещеными, будут прощать грехи на исповеди, а люди будут уходить не прощёнными - одно обрядоверие... И сохрани нас, Господи, хотя бы на час, на минуту оказаться в этом безблагодатном обществе. Вот чего реально надо бояться, а не этих мнимых кодов которыми пугают лжестарцы нашего времени народ Божий - это ревность не по разуму, политиканство... Ещё бес посмеётся над этими лжеревнителями: те, кто сегодня больше всего кричит против кодов - первыми примут печать антихриста".
 Схимник своим духовным зрением ясно видел будущие времена, и своим духовным чадам не благословлял читать книги о конце мира: "Всё это фантазии - не так всё будет не так... Читайте Лаврентия Черниговского - у него всё описано..." Главным признаком грядущего конца Старец считал повсеместное отсутствие веры, согласно Писанию: "...когда приду, найду ли веру на земле?"
 Именно святая непорочная православная вера, - говорил Батюшка, - то величайшее чудо, за которое мы должны постоянно благодарить Господа и дорожить им, как величайшим сокровищем.  Верующему же ничего не страшно: "Какие бы силы не восставали на Церковь, веруйте, что Церковь ничто не одолеет. Горсточка нас останется, но эта горсточка победит все силы вражия!" - эти слова часто любил повторять Старец, утешая и укрепляя в вере свою паству.

 "Торжественно вчера на утрени мы вынесли святой крест, торжественно с зажё'нными свечами встречали святой крест грядущий. Обошли со святым крестом храм святой наш и осенили на все стороны света святым крестом Господним: силою честного и животворящего креста да сохранит нас Господь в дальнейшей жизни нашей.
 Слава Богу, что Господь собрал нас всех у подножия креста Господня. Господь оружие на диавола дал нам всем крест святой.
 Крест святой всех нас сопровождает от дня святого крещения, когда батюшка крестил нас младенцами и одевал своей рукой крест святой, говоря слова: "Рече Господь: аще кто хочет по мне идти, да отвержется себя и возьмет крест свой и по мне грядет".
 И этот крест святой сопровождает нас во всей жизни нашей: и ночью, и днём, и на водах, и в путешествии, и в горе, и в радости - всегда с нами оружие наше - святой крест.
 На кресте изображён Спаситель умерший за нас всех, а с обратной стороны креста выбиты святые сакраментальные слова: "Спаси и сохрани" - от всех бед, от всех несчастий, от всех напастей, от всех завистников и ненавистников, от всех врагов видимых и невидимых - спаси и сохрани нас, Господи!
 И имея крест на себе, да не боимся мы никакой нечисти, ничего злого - Господь всё побеждает.
 И часто говорю вам слова: "С Богом ничего не страшно!"
 Храните крест святой, никогда не снимайте, всегда будьте со святым крестом: и ночью, и днём, и в дороге, на отдыхе, и на водах, и на суше. Выходя из дома, осени себя крестом. Приходя в дом - осени себя крестом. Садись кушать: почитай молитву "Отче наш", осени себя крестом и пищу перекрести, дабы пища была приятная, пользительная и в радость нашему телу. Всё осеняй святым крестом, крест - самое страшное оружие против диавола".


(Из проповеди Батюшки)


на верх

КРЕСТНЫЙ ПОДВИГ СХИАРХИМАНДРИТА ЗОСИМА

"Чашу, которую я пью, и вы будете пить", - обещал Спаситель своим ученикам, а через них всем, кто найдёт в себе мужество идти по стопам Его. Страдания и скорби - удел всех избранников Божиих. Потому что эти страдания - сострадание Спасителю, тайна искупления рода человеческого и очищения от греха, непрерываемая в веках чаша Любви Христовой.
 "Вы - соль мира", - сказал Спаситель своим ученикам, т.е. сущность и смысл существования этого видимого творения. И пока существуют те, кто по своей любви к Господу и падшему человечеству пьёт Его Чашу - будет существовать и этот мир.
 Схиархимандрит Зосима от утробы матери-исповедницы и до своей праведной кончины был великим страдальцем. Именно в этих страданиях и скорбях во всей полноте раскрылось величие и небесная красота его духа, не подвладного земным законам естества. "Предстою пред распятым Господом и всегда помышляю - се завтра моя Голгофа. И если бы не радость Светлого Христова Воскресения - истаяли бы силы от этой скорби", - говорил Старец, изнемогая под тяжестью своего креста.
 А болезни у него были такие, что, как говорили врачи, хватило бы, чтобы умереть, и на десятерых. И первое, что поражало, изумляло, приводило в трепет - это то, как Старец при таких болезнях не только живой, но и служит, и сам утешает страждущих.
 Ножки у Батюшки начали болеть ещё в Александровке, но после пыток и допросов у него появились большие раны, величиной с пятак, с которых сочилась кровь. Но Батюшка ещё сам и ходил на своих ногах, и служил в храме Божьем.
 Болезнь вначале никто не лечил, и рожистое воспаление прогрессировало настолько, что к 1995-ому году у него раны на ногах доходили до костей, и почти постоянно он страдал от высокой температуры: 39°, 40°, 41° - часто доходило и до 42°. И вот, не взирая на такое тяжелейшее состояние, нечеловеческими усилиями преодолевая немощь плоти, он совершал своё старческое служение, молился и принимал людей: "Первое, что мне врезалось в память о Батюшке, - вспоминает Сергий, - это когда немощного Старца под руки привели в крестилку, он едва сидеть мог, и вот первые слова, которые я от него услышал: "Любовь превыше всего, - и опять повторил, - Любовь превыше всего..."
 "Было уже начало двенадцатого ночи, когда я попал к Батюшке - вспоминает Владимир - он вёл непринуждённую беседу, шутил, как вдруг неожиданно отключился, закрыв глаза. Я замер, боясь потревожить усталого Батюшку. Череда минуты две-три о. Зосима пришёл в себя и сказал слова, больше всего поразившие меня: "Прости, у меня высокая температура - около 42°, не выдерживаю: проваливается сознание". Получив наставление, около 12-ти я вышел от Старца. Благословляя меня на сон грядущий, он произнёс: "Ну, иди баиньки. А мне ещё своё схимническое правило вычитывать".
 Как говорила монахиня Агапита, ложился Батюшка после своего вечернего правила около 2-х, а в 4 утра - у него уже опять загоралась лампочка: он читал утреннее правило. А порой Батюшка и вообще не спал, как это было на Богоявление 2002 г.: "После ночной праздничной службы Старец благословил братию отдыхать до обеда, а сам отправился принимать гостей - вспоминает Владимир Николаевич. - Нам он благословил зайти вечерком. В 5 часов мы зашли - Старец занят. В 8 часов - принимает людей. Только после 10 мы попали к нему на благословение: "Батюшка, вы ещё не отдыхали?" - спросил я Старца. "Да разве с вами отдохнёшь? От вас я уже на том свете отдохну, - добродушно засмеялся Старец и добавил - Да, пожалуй, и там не дадите..."
 Батюшка умел дарить людям радость. Умирая, изнемогая, он говорил простые и добрые слова, своим светлым юмором подбадривал унылые наши души. "И никто не знал, сколько ему это стоило, - говорит матушка Агапита, которая была на послушании врача у о.Зосимы, - Как только выходили посетители, Старец сразу слабел: поднималась температура, часто он стонал - боли были невыносимые..."
 Эти невыносимые боли - это та цена, которую платил в духовной борьбе за спасение человека, душу, которая обращалась к нему за помощью, Батюшка вымаливал потом и кровью в буквальном понимании, как это открывал Господь некоторым его чадам:
 "У моей дочери Оксаны были осложненные роды, на третие сутки у ребёнка была замечена патология. Врачи поставили диагнозы: перинотальное гипоксически ишемическое поражение ЦНС, синдром повышенном нервно-рефлекторной возбудимости, коньюгоционная желтуха, судорожный синдром. В расстройстве поехала я к отцу Зосиме, в надежде, что по его святым молитвам всё разрешится, т.к. он мне много раз помогал.
 Когда я зашла к нему в келлию и всё рассказала ему о внуке он с уверенностью мне сказал: "Ваш внук обречён всю жизнь быть инвалидом и уйдет туда грешником. Лучше желайте, чтобы Господь прибрал сейчас - он там будет Ангелом". Я была очень подавлена, но Старец добавил: "Но у Бога можно вымолить всё, буквально всё, нужно молиться. Будем молиться со всей братией, а вы молитесь там". С этим я уехала.
 По святых молитвах Батюшки ребёнку становилось лучше и лучше. И я опять поехала в село Никольское. Когда я подошла к келье Старца, я затрепетала всей душой. Я тогда ещё не знала, что наш ребёнок уже здоров. Когда я зашла в келлию, у меня лились слёзы, и я не могла ничего сказать. Батюшка сидел в углу и терпеливо ждал, когда я смогу заговорить. Не зная, что со мной происходит, я плакала и плакала, и это были слёзы благодарности, которые послал мне Бог. Когда я почти успокоилась, Старец заговорил: "Скажу, трудно вымолили, а это всё нужно было перенести. Ваш ребёнок вполне здоров". А я ещё в слезах сказала: "Знаю, батюшка, знаю". А он ласково мне ответил: "Ну иди, бери благословение". Я подошла и спросила: "Почему, Батюшка, я волнуюсь и боюсь, когда к Вам прихожу?" "Чего меня бояться? Я - простой сельский мужик", - ответил он, но в моей голове, пробежала мысль: "Побольше бы нам таких "мужиков". А Батюшка опустил голову, и я поняла, что он прочитал мою мысль.
 Выйдя от Батюшки и ещё не придя в себя от радости, я села на лавочку возле его окна. Обдумывая всё про исходящее, я ещё не знала, какими трудами Батюшка вымолил нашего ребёнка. И Господь открыл мне. Из кельи вышла матушка, которая ухаживала за старцем, и стала у меня за спиной. К ней навстречу вышла другая, и они о чём то говорили между собой, но разговора их я не слышала. А слышала только одно: "Не знаю, что и делать - как Литургия, так тазик крови". После этого я поняла, какими трудами Старец молиться за нас" (р.Б. Анна).
 Когда архимандрит Модест вместе с братией из Старочеркасска посетил схимника в реанимации и своим чутким сердцем постиг смысл его страданий, слезы потоками лились из голубых глаз седовласого старца: он не мог без слёз созерцать этот великий подвиг любви смиренного страдальца.
 После того, как о.Зосима пережил клиническую смерть, у него наступило облегчение: к радости своих чад он сам ходил своими ножками, совершал богослужение. Благодаря своим благодетелям схиархимандрит Зосима вместе с братией монастыря совершил ряд паломнических поездок к великим святыням православного мира: на святую гору Афон, по Святой Руси (Киево-Печерская Лавра, Задонск, Дивеево, Свято-Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге), ко гробу Господнему на Святую Землю.
 Эти поездки были духовным утешением и подкреплением для о. Зосимы, которое даровал всемилостивый Господь перед тем, как возвести своего избранника на его личную Голгофу.

на верх

ПРЕТЕРПЕВШИЙ ДО КОНЦА

С 2000 г. Старцу становится всё хуже и хуже: он начал сильно отекать. К Успению он уже ослаб настолько что говорил едва шепотом, и для того, чтобы сказать на проповеди народу краткое слово назидания, его два послушника держали под руки - он и стоять сам уже не мог: "Мы приехали в Никольское перед Успением, 24 августа, - вспоминает духовный сын о.Зосимы, - по благословению Старца я приехал, в этот раз со своей семьёй: женой и сыном. Попали как раз на вечерню, после вечерни Батюшка вышел на проповедь - сердце сжалось от боли за дорогого, любимого Отца: его вывели под руки на середину храма, было видно, что Старец говорил проповедь, превозмогая боль, без голоса, только одним шепотом. Немногочисленная паства, которая была в этот вечер в храме, подошла к нему вплотную. Но даже мы, стоя на расстоянии двух метров, не всё могли разобрать. Многие плакали. Эта беззвучная проповедь любви умирающего Старца осталась в моей памяти на всю жизнь...
 А на следующее утро Батюшка уже сам совершал литургию - трудно было поверить, что это тот самый человек, которого мы видели вчера. Его бодрый голос призывал к молитве..."
 Вот эти преображения Старца поражали больше всего. "Я живу только литургией: вечером умираю, а утречком причащусь - и Бог мне даёт силы", - говорил Батюшка своим чадам.
 Весь 2001 год о. Зосима провёл в реанимации. Только под великие праздники его на день-два привозили в обитель.
 На Пасху (в 2001 г.) схимника привезли из больницы в обитель в очень тяжёлом состоянии. Возле храма несла дежурство реанимационная машина. Старцу становилось всё хуже и хуже - он умирал. Врачи, которые были возле него, настаивали на том, чтобы немедленно ехать обратно - в больницу.
 За 15 минут до полуночи Батюшка облачился и отправился возглавлять Пасхальную службу. Видя воодушевление и сияющий лик своего духовного Отца, вряд ли кто тогда подозревал из молящихся, что несколько минут назад Старец умирал.
 Рассказывая об этой светлой пасхальной ночи, послушник Олег, который сопровождал Старца в его больничных мытарствах, заметил: "Я знаю, что эта женщина, профессор, которая приехала вместе с Батюшкой из больницы, была атеисткой - сейчас она верит в Бога".
 Врачи, которые соприкасались по роду своей деятельности со Старцем, озарялись светом его веры. Потому что объяснить естественными законами то, что им открывалось в общении с Батюшкой, было невозможно. Часто они менялись местами: умирающий схимник их ободрял, врачевал души, возвращал жизненные силы для служения во имя Добра. Иногда старец сам приоткрывал тайну той жизненной силы, которая поднимала его со смертного одра, и источником которой он становился сам. Как-то матушке Афанасии надо было взять у о. Зосимы благословение на послушание. Она зашла к Батюшке, когда ему перевязывали ноги. Увидев эти раны, она только с удивлением, как бы про себя, спросила: "Батюшка, чем же вы ходите?" "Духом Святым", - ответил схимник. Духом Святым он совершал свое старческое служение, Духом Святым он вновь и вновь возвращался от смерти к жизни.
 Все настолько привыкли, что Старец вечером умирает, а утром - уже поёт в храме, что принимали это уже как обычное явление. И когда Старец начал готовить всех к своей смерти, начал делать приготовления к переходу в мир иной - никто не верил.
 Но мера его лет исполнилась - свеча его жизни догорала, как сам однажды сказал Батюшка. Многим своим духовным чадам он прямо говорил, что они беседуют с ним уже в последний раз. Господь открыл ему день и время его кончины.
 И перед уходом в вечность, как главное своё наставление, он вновь и вновь без устали повторял всем следующие слова: "Уже скоро я уйду от вас. Последние деньки моего жития на земле остаются. Всем духовное завещание оставляю: и после кончины держитесь Москвы, держитесь Русской Православной Церкви и великого Старца земли нашей Русской - святейшего патриарха всея Руси Алексия Московского. Вот мудрейший Старец: сам не заблудится - и вас в обольщение не пошлёт".
на верх

  <-- назад :cодержание: вперед-->
© 2007 - 2009   Вадим-C ®   Все права защищены    написать письмо
Используются технологии uCoz