|
"Любовь превыше всего"
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
2. ДЕТСТВО И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ
Иоанн - благодать Божия
Школьные годы: отрок-исповедник
3. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
Созидая храмы душ
В огне гонений
4. СВЕТЛЫЙ СТАРЕЦ
"Место, на котором ты стоишь, - земля святая"
Главное дело его жизни
Никольское - маяк спасения
Крестный подвиг схиархимандрита Зосима
Претерпевший до конца
5. БЛАЖЕННЫ УМИРАЮЩИЕ О ГОСПОДЕ
Блаженная кончина
"Я всегда живой..."
Венок на могилку схиархимандрита Зосима
Из книги воспоминаний
6. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ о.ЗОСИМЫ
7. ПАСХА ЛЕТОМ В НИКОЛЬСКОМ
На годовщину блаженной кончины схиархимандрита Зосимы
8. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
9. ИЗ ПРОПОВЕДЕЙ о.ЗОСИМЫ
10. ИЗ ПОУЧЕНИЙ о.ЗОСИМЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях, деяниях - из поколения в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек: духовник, монах, наставник, друг, брат и отец...
Митрополит Иларион. Слово на годовщину блаженной кончины схиархимандрита Зосимы
Старец... В сознании православного верующего народа - это высшее духовное звание, не по внешней церковной иерархии, но по иерархии благодатности, указывающей на предельную для человека близость к Богу.
Старец - это не седой монах преклонных лет, но избранник Божий, кто "состарился в подвигах" и достиг меры мужа совершенного, то есть его чистое сердце соделалось обителью Духа Святаго.
Поэтому Старец - это всегда носитель благодатных даров Духа Святаго: рассуждения, утешения, сердечной непрестанной молитвы, исцеления, прозорливости... Именно благодатная прозорливость (хотя, может быть, и наименее существенный дар из вышеуказанных) - характерная опознавательная черта истинных Духоносных старцев. Прозорливость - от семантических составных: "про" и "зрение", отсюда и русское слово - прозреть, прозрение.
Т.е. Старец, который находится в Духе Святом, как бы совершенно по-иному видит весь мир, он как бы прозрел от дебелости греховной слепоты - и имеет особый благодатный дар: видеть судьбы Божий в мире сем, в настоящем, прошедшем и будущем... И человеки, подобно Самарянке в беседе со Христом, из этого сверхъестественного свойства заключают, что человек, с которым беседуют, - не обычный...
В ветхозаветные времена таких людей называли Пророками, а в аскетической традиции православия - Старцами.
Весьма и весьма немногие подвижники сподобились в народе звания Старца - в полном, самом таинственном значении этого слова, в значении "избранного сосуда Духа Святаго". Старцем называл православный люд и схиархимандрита Зосиму.
Все, кто имел радость общаться с этим дивным подвижником, отмечают, что он как бы излучал некий Свет, Свет доброты, мира душевного и радости о Господе. Сей Свет витает и ныне над его обителью, а особенно - у его могилки. Потому что это Свет той великой Любви, которая, по слову Писания, "сильнее смерти".
"Любовь превыше всего", - это изречение апостола часто повторял схимник: "Немощного Старца под руки привели в крестилку, он едва сидеть мог, и вот первые слова, которые я от него услышал: "Любовь превыше всего - и опять повторил, - Любовь превыше всего..." (из воспоминаний р.Б. Сергия). Эти слова, как нельзя лучше, раскрывают сущность жизненного подвига о. Зосимы, великого Старца нашего времени. Великого - не ради красного словца, а ради тех дел, которые он совершил.
И то, с чем читатель познакомится в этой книге - это только капля в море его великой жизни.
|