Благовест :: книга "Немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая" :: 4. Могилка, к которой не зарастает народная тропа
главная благовест г. Макеевка о городе символика фото города мнения всяко-разно ссылки гостевая контакты  назад :cодержание: вперед

Могилка, к которой не зарастает народная тропа

«Господь никогда не забывает нас...» - вспомним слова преподобного Силуана. И когда наступает тьма неверия, безотрадная, беспощадная, милосердный Господь, жалея людей, зажигает светильники веры. И этими светильниками становятся сильные духом подвижники, возле которых спасаются тысячи.
 Христианство дано Христом, Который не имел где преклонить голову, заповедал любить ближнего, как самого себя, и положил душу Свою за спасение людей. Силуан Афонский пишет: «За что же Господь так много нас любит? Ведь мы грешные, и весь мир во зле лежит, как говорит Иоанн Богослов. За что же Он нас любит?.. Господь Сам есть Одна Любовь... О если бы весь мир знал Господа, и как Он нас любит, и как сладка сия любовь, и как все небесные силы питаются ею, и как всё движется Духом Святым, и как величается Господь за страдания Свои, и как славят Его все святые. И славе этой не будет конца».
 И всякий идущий вслед за Христом, как показал опыт веков, проходит множество испытаний. Но истинного христианина-подвижника не страшат гонения. Потому что, как говорит апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Я уверился, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8,35-39).  Когда над страной нашей православной нависла гнетущая тьма неверия, милосердная рука Божия зажигала во многих местах земли Русской сильные светильники веры... И как много душ спасли эти Божьи светильники, эти скромные, кроткие старцы, в немощном часто теле имеющие сильную Божию благодать!..
 Кто они, эти старцы православные? Кого на Руси так величают христиане?
 Старчество в православном понимании не означает возраст человека, это - духовная зрелость и возраст ума. Плоды старчества - смиренномудрие, богомудрие, прозорливость... Даруются они по благодати Духа Святого. Но венцом всех духовных качеств есть всепрощающая любовь, которая, как говорит ап. Павел, «есть совокупность совершенства» (Кор.3.14).
 «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (2 Пет.5,5), - говорит ап. Пётр. Значит, благодать Господня почивает только на смиренных.  «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир»,- так описывает ап. Иаков духовную мудрость (Иак.3.17.18). Вот, оказывается, какими великими качествами обладает старец...
 В тяжёлые годы массового неверия людей в Бога и страшных гонений за веру православную, Божьим путеводительством в г. Макеевке Донецкой области появился схимонах Илья.
 Об этом удивительном старце, прожившем в Макеевке последние перед своей кончиной годы жизни и пойдёт речь в нашей книге, которая предоставляется вниманию дорогого читателя...
 Неподалёку от Старо-Рабочего городка, есть старое кладбище, известное многим одной скромной могилой. В ней лежит монах-схимник Илья, преставившийся о Господе 17 апреля 1946 г.
 Найти могилу нетрудно: в течение многих лет, со дня кончины старца-схимонаха и по сей день, протоптал народ к ней тропу. Могила ухожена и опрятна: каменный крест, ограда (всегда выглядят так, будто их только выкрасили); свежие цветы и почти постоянное присутствие людей, которые зажигают свечи и тихо молятся.
 А 2 августа, в день великого и славного пророка Ильи, возле могилы Макеевского старца-схимонаха Ильи собирается много народа: молятся, читают акафисты; поминают своих родных; о чем свидетельствует множество записок.
 Освободившись после службы в своём приходе, приезжают священники с певчими отслужить на могилке схимонаха панихиду. Многие приносят угощение и раздают на помин души старца всем присутствующим. Привозят (на машинах или велосипедах) и целые поминальные обеды: борщ, кашу, пирожки. И люди тихо, даже благоговейно, совершают поминальную трапезу. Одни, помянув, помолившись, поплакав, тихо покидают могилу старца; появляются другие; потом их сменяют новые...
 И течёт поток людской 2 августа, в Ильин день, к могиле схимонаха Ильи целый день, до самого позднего вечера, до темноты.  Подойдём к людям, чествующим память схимонаха Ильи, молящимся у его могилы, и спросим, кто здесь лежит? И в ответ от самых разных людей услышим всегда одно и то же: «Здесь лежит монах-пророк... Да-да! Пророк! Потому что всё, что он предсказал когда-то, - сбылось; всё, о чём говорил, - исполнилось!»
 Кто же этот схимонах Илья, если до сих пор живёт память о нём в народе? И только ли память ведёт людей к его могиле?

Без Мене не можете творити ничесоже

Прожил схимонах Илья в г. Макеевке лишь 9 последних лет своей жизни. Минуло после его кончины уже 60 лет, а к могиле идут не только дети и внуки, а уже правнуки тех, кто при жизни знал старца, виделся с ним хоть однажды или просто слышал о нём.
 В настоящее время живы люди, видевшие Илью при жизни, и их немало. Схимонах Илья, по словам очевидцев, имел дар прозорливости и чудотворения, что подтверждают их многочисленные рассказы.
 В наши дни новые подвижники несут по жизни самоотверженную апостольскую деятельность - спасают тысячи душ, возрождая духовность народа примером своей веры; мудрыми, спасительными проповедями и призывами к вере в Бога; строительством новых и восстановлением из руин разрушенных домов Божиих, в которых вновь льются Богослужения и совершаются Церковные таинства, ибо без Церкви нет спасения.
 Видимо, пришло время, когда, по воле Божией, должен быть открыт миру этот Макеевский молитвенник - сильный светильник веры, каким был схимонах Илья.

 Однажды дорогой многим людям подвижник Божий - старец Зосима (Сокур), беседуя с архимандритом Варнавой (Филатовым)(впоследствии рукоположен во епископа Макеевского), заговорил о схимонахе Илье, призывая отца Варнаву и благословляя его начать поиск очевидцев, лично знавших Илью, беседовавших с ним, получивших или неоднократно получавших его благословение или молитвенную помощь,- и записать их рассказы.
 Схиархимандрит Зосима, с особой теплотой говоря о схимонахе Илье,- Божьим промыслом, «ибо без мене не можете творити ничесоже»(Ин.15.5),- назвал схимонаха Илью подвижником Святой горы Афон.
 С благословения о. Зосимы, была собрана группа, которая и приступила к работе. И начались встречи с многочисленными очевидцами и потекли их рассказы о схимонахе Илье... Пройдёт время, и в результате поисковой работы подтвердится то, что, Божьим промыслом, было открыто старцу Зосиме, который первым назвал схимонаха Илью подвижником Святой Афонской горы.
 И привезёт это подтверждение из паломнической поездки на Святую гору Афон Высокопреосвященнейший Владыка Иларион, Митрополит Донецкий и Мариупольский: старец Илья - схимонах Святой Афонской горы; он действительно жил на Афоне - в Ильинском скиту.
 Однако прежде будет собран немалый материал, составленный из многих воспоминаний очевидцев, которые ступеньку за ступенькой станут открывать нам духовный облик схимонаха Ильи, Афонского и теперь уже Макеевского старца.  Многочисленные рассказы, записанные с точностью и достоверностью со слов очевидцев, откроют читателю удиви-тельное: местные жители чтут схимонаха Илью как святого.
 Народ протаптывает дорогу к тому, кто исцеляет, творит чудеса. Очевидцы видели чудеса, которые творил Господь по молитвам Ильи; они познали на себе или своих родных силу его молитв; очевидцы были исцелены от неисцелимых недугов сами или их близкие как при жизни схимонаха Ильи, так и после его кончины.
 Пророческие предсказания старца исполнились и исполняются до сих пор, и должны будут (о чем с уверенностью говорят все очевидцы) исполниться в наши дни.
 Светильники веры земли нашей православной, кроткие молитвенники-старцы, по воле Божьей, и за гробом помогают живущим на земле. Люди молитвенно обращаются к ним, как к ходатаям перед Богом, - и открываются новые и новые случаи чудотворений почивших старцев. А потому и после своей кончины продолжают они служить Господу, зарождая и укрепляя в душах людских веру в Творца.
 Если внимательно взглянуть на течение жизни земной, можно заключить, что в среде неверующих, далёких от Бога людей, упорно и легкомысленно переходит из поколения в поколение, из уст в уста одно и то же утверждение, независимо, в каком веке и при каком социальном строе живут эти, закосневшие в неверии, люди: «Чудес не бывает - все чудеса, как и самих святых, совершающих их, выдумывает Церковь; все чудеса - это что-то из рода фантастики; сказки - это, как можно в это верить!?»
 Люди же, верующие в Бога, живущие в страхе Божьем, послушные всем сердцем мудрой матери Церкви Православной, на которую сколько бы ни восставали все злобные силы, по слову Божьему, - «и врата ада не одолеют её» (Матф.16,18), - люди, внимательно проходящие земную жизнь, знают, как строго Церковь относится к канонизации святых.
 «Люди высокой духовности видят чудеса как следствие подвигов духовных, высокой духовной чистоты, путь к которой тернист и многотруден...
  Чудеса обычно занимают короткое время, а подвиг спасения - всю долгую жизнь; чудеса сопровождаются победным восторгом, а внутренняя борьба - крестоносными скорбя-ми, мукою, добровольным мученичеством. А самый результат этого подвига - приобретение благодати Святого Духа или Святости - есть величайший дар Божий, конец всей христианской жизни
» (Е. Поселянин).
 В 1912 г., четыре года спустя после кончины Св. Иоанна Кронштадтского, появилась статья писателя Е. Поселянина «Канонизация святых и не прославленные русские подвижники», в которой есть еще и такие строки:
 «Глубокое невежество относительно церковных дел выказывают люди, полагающие, что Церковь «выдумывает» святых... Лица, осведомлённые, скажут другое. Они скажут, что Церковь всячески тормозит (лучше бы сказать: осторожно задерживает) дела о канонизации святых, но они происходят... после долгих усилий местных жителей.
 ...Люди, ищущие помощи у таких подвижников, вместо молебнов, отправляемых святым, служат панихиды.
 ...Яркий пример почитания праведников до прославления их представляет Серафим Саровский, канонизованный, можно сказать, народом заживо. Через самое короткое время после его смерти (1833) изображения его многими считались за образа. Как святыню, передавали кусочки того камня, на котором он молился.
 Точно так же десятки лет назад изображения святителя Иоасафа (Белгородского) уже можно было встречать в домах, висящие за икону... Жадно ища людей евангельской правды и светлой жизни, народ узнаёт их внутренним чутьём и начинает их признавать в тех формах, какие в данное время возможны...
».
в начало

  <-- назад :содержание: вперед-->
© 2007-2009   Вадим-C ®   Все права защищены    написать письмо
Используются технологии uCoz